Апология сатрапа

Дмитрий Шишкин, журналист, специально для Vласти

Стоит только кому из современных тиранов отбыть на тот свет или собраться туда, или быть просто сверженным с самостоятельно выстроенного трона, тут же поднимается волна апологетики где-то нанятыми «экспертами», где-то вовлёкшимся в обсуждение народом. Он-де и город в пустыне выстроил, и бензин при нём был почти бесплатным, и морально неустойчивые личности каналы рыли, и внешний долг небольшой.


Это такая заразная болезнь.

Во-первых, её распространяют сознательно другие тираны или кандидаты в тираны, или прислужники тиранов. Цели их понятны.

Во-вторых, что касается простого народа, «стокгольмский синдром» никто, к сожалению, отменить не может. Психологическая наука объясняет его вкратце так: «Это защитно-бессознательная травматическая связь, возникающая между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения (или угрозы применения) насилия. Под воздействием сильного шока заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и, в конечном счёте, отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели».

В-третьих, «если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног», как в тексте Ильи Кормильцева. Все в подчинённом тирану обществе вынуждены участвовать, так или иначе, в грязных делах.

Психология человека требует защиты и оправдания своих действий. Самое простое и удобное оправдание: «Я служу великому человеку и великой цели, цель оправдывает средства».

В-четвёртых, есть куча стран, которые автоматически (почему-то) переносят на себя этот опыт и эти переживания. И центральные каналы и газеты этих стран, ещё вчера проклинавшие несговорчивого диктатора далёкой страны, вдруг начинают ему сопереживать. И их народ, находящийся в такой же противоестественной связи с ложью, льющейся ото всюду, естественно, проникается и вовлекается (см. пункты 1,2,3).

Опровергать апологию сатрапов – дело неблагодарное, но поскольку мы имеем дело с современностью, и история ещё не расставила всё по местам, пару банальностей можно себе позволить.

Начать стоит с того, что в ГУЛАГе миллионам людей вообще бесплатная пайка полагалась (отчего счастья у его обитателей не прибавлялось), а закончить тем, что внешний долг от внутреннего отличается, по большому счёту, лишь возможностью государства им манипулировать: внутри можно «кинуть», а вовне – нет.

Заметьте, «тиран», «деспот», «диктатор», «сатрап» – безобидные некогда названия государственных должностей древнего мира со временем прочно приобрели негативную окраску в любых языках и культурах. Людям не нравится единоличная власть, не ограниченная законами. Потому что это всегда, непременно, неизбежно приводит к злоупотреблению, к ослеплению властью и в итоге – к действиям против народа. Это проверенная за тысячи лет известной истории тенденция.

Можно поставить себе при жизни кучу памятников, провозгласить себя богом, а своего коня – сенатором, срывать аплодисменты у плебса, разбрасывая дармовый хлеб, но история и общественное мнение всё равно смешают тебя с дерьмом.

Можно быть крайне народоориентированным Писистратом, но история гласит, что легендарный Солон был противником установления в Афинах тирании даже этого замечательного человека (причём, его родственника), несмотря на то, что его поддерживало большинство афинян. Большинство часто ошибается, увы. Но когда народ понимает, что ошибался, он становится очень жестоким по отношению к бывшим идолам. А понимание это приходит, как правило, после смерти кумира. Или его низвержения.

Мрамор с памятников уйдёт на мощение полов, так всегда было и всегда, следовательно, будет. Что такое 20-30 лет против тысячелетий человеческой истории?

Я вам римским языком говорю: Sic transit gloria mundi.

Фото "Писистрат въезжает в Афины" с сайта www.savelev.ru/

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые