Еркин Сагиев, эксперт по фискальной политике, специально для Vласти
Не является секретом, что казахстанская экономика полностью завязана на добывающих отраслях. Соответственно, налогово-бюджетный механизм страны настроен во многом на перераспределение доходов от экспорта природных ресурсов. Как результат, колебание цен на товарных рынках заставляет переживать не только дилеров и спекулянтов, но и всю страну, поскольку от полноводности денежного потока сырьевиков зависит полнота финансирования множества бюджетных программ.
Очевидно, что падение цены ниже уровня 50 долл. США за баррель должно оказать большое влияние на бюджет. Однако для осознания последствий нам необходимо оценить, насколько бюджет сбалансирован, а налоговые доходы зависимы от ценовой конъюнктуры.
Расходы и дефицит
Размеры госрасходов в 2014 году составили 8,6 трлн. тенге. Это текущие (заработная плата, социальные выплаты и т.д.) и капитальные (ремонт и строительство инфраструктуры и т.д.) затраты. Вопреки распространенному мнению, пресловутые программы поддержки бизнеса не являются настолько значимыми в расходах. К примеру, на Дорожную карту бизнеса и ГПИИР в среднем затрачивается на каждую по 50 млрд. тенге в год, а объявленная программа «Нурлы жол» это по 540 млрд. тенге в последующие два года (при этом немалая часть обратно же пойдет на строительство инфраструктуры).
В 2015 году из запланированных расходов республиканского бюджета в 7,9 трлн. тенге 1 трлн. тенге не обеспечен никакими доходами и является дефицитом, который будет финансироваться из госдолга. Таким образом, государство и без низких цен на нефть живет на 13% в долг и это тренд последних довольно благополучных лет. При этом доходы будут состоять из налоговых поступлений в размере 4 трлн. тенге и трансфертов из Национального фонда – 2,4 трлн. тенге.
Получается, что только 50% госбюджета финансируется за счет текущих налоговых поступлений. Остальное это долг и сбережения Национального фонда. Если падение цены на нефть приведет к прекращению поступлений из Национального фонда и частичному сокращению налоговых поступлений, то дефицит может достигнуть 50% госбюджета, а такой дефицит невозможно финансировать из госдолга. Секвестр бюджета будет жестким и это не только программы поддержки бизнеса. Теперь давайте оценим, насколько чувствительны доходы бюджета к низким ценам на нефть.
Национальный фонд
Не секрет, что Национальный фонд, который начал свое существование в 2001 году, был распечатан в 2007 в целях сглаживания негативных эффектов финансового кризиса. С тех пор из него в госбюджет ежегодно поступают трансферты для финансирования ненефтянного дефицита. Однако Национальный фонд не бездонный, и он может расходоваться только при условии сохранения его стабильности, которая возможна при выполнении двух условий: величина трансфертов за год меньше, чем объем поступлений, а темпы накопления позволяют сохранить размер фонда относительно ВВП (или не допустить кардинального снижения).
Первые годы налоговые поступления в Национальный фонд носили малозначительный характер. Это было связано как с методикой формирования фонда, так и низкими ценами не нефть, которые в период 2000-2003 гг. находились ниже уровня в 30 долл. США за баррель. Начиная с 2004 года, пошел рост цен на нефть, а в 2006 году были расширены источники формирования фонда. Поступления в фонд стали значительными, но накопить много не удалось, т.к. уже в 2007 году Национальный фонд был распечатан. Если бы не резкий скачок цен в 2011-2014 годах, то вряд ли бы получалось сберечь в фонде более 35% ежегодных налоговых поступлений. Это подтверждает и бюджет на 2015 год, где запланировано использование 90% налоговых доходов Национального фонда. Получается, что только благодаря всплеску цен на нефть в 2011-2014 годах получилось сберечь в фонде 16,5 трлн. тенге.
Это прошлое и настало время оценить налоговые поступления в Национальный фонд на предстоящие периоды, если цена на нефть упадет до 50 долл. США за баррель. Темпы роста налоговых поступлений в Национальный фонд находятся в сильной зависимости от цен на нефть, что предсказуемо. Анализ исторических данных показывает, что такая зависимость наблюдается на всем диапазоне цен на нефть от 25 до 110 долл. США. Падение цены на нефть до 50 долл. США должно привести к пропорциональному падению налоговых поступлений в Национальный фонд на 40-50% при условии сохранения объема добычи. Если налоговые органы не пойдут на какие-либо экстраординарные меры, то налоговые поступления в Национальный фонд составят 2,3 трлн. тенге в год, что ниже, чем 2,7 трлн. тенге, запланированные в бюджете на 2015 год. Это означает, что при заложенных трансфертах на 2015 год в размере 2,4 трлн. тенге, все налоговые поступления в фонд будут истрачены на текущие нужды. Национальный фонд прирастет только за счет инвестиционных доходов, если такие будут.
Проблема в том, что проедать налоговые поступления в Национальный фонд на постоянной основе не получится. Концепцией новой бюджетной политики установлен неснижаемый остаток средств фонда на уровне 30% ВВП. К концу 2014 года удалось накопить 41% ВВП, но номинальный размер ВВП имеет свойство расти как минимум за счет роста цен и, следовательно, отсутствие налоговых поступлений в Национальный фонд сведет его размер за 2-3 года ниже 30% ВВП. Что бы избежать такой динамики правительству придется значительно сократить трансферты из Национального фонда, в лучшем случае до 1 трлн. тенге в год, и найти иные источники финансирования ненефтянного дефицита.
Налоговые поступления в государственный бюджет
Налоговые поступления в бюджет формируются на 80% от корпоративного подоходного налога (КПН), НДС, индивидуального подходного и социального налогов, а также экспортной таможенной пошлины на нефть (ЭТП). Резкое снижение цен на нефть должно привести к падению налоговых поступлений не только с предприятий нефтяного сектора, но и создать негативные эффекты во всех сопряженных отраслях.
Экспортная таможенная пошлина
В первую очередь необходимо рассмотреть ЭТП. Исторический экскурс показывает, что впервые ЭТП появилась в 2008 году и действовала только около 8 месяцев. Именно в 2008 году ценовое ралли, которое началось в 2004 году, достигло своего первого пика в районе 100 долл. США за баррель. Правительство отреагировало на это введением ЭТП в размере 110 долл. США за тонну сырой нефти. При этом оно также успело до конца 2008 года повысить ее до 204 долл. США.
ЭТП снова появилась в 2010 году, когда стало ясно, что цены на нефть снова растут. Первоначально ставка была 20 долл. США за тонну, но к 2014 году выросла до 80 долл. США. Это период, когда цены на нефть снова выбрались за 100 долл. США за баррель. Интересно, что уровень ставок ЭТП стал значительно ниже, чем они были в 2008 году. Тогда аппетит государства начинал разыгрываться при цене выше 19 долл. США за баррель.
Анализ поведения правительства в части установления ЭТП позволяет предложить, что оно откажется от ЭТП на сырую нефть при ценах 50 долл. США и ниже. Это означает, что выпадает 10-11% налоговых поступлений в государственный бюджет или 800 млрд. тенге в 2015 и последующих годах.
Корпоративный подоходный налог
КПН вместе с НДС разделяет первое по важности место в налоговых поступлениях (22% налоговых доходов). При этом у КПН имеются две ключевые проблемы. Во-первых, до 80% поступлений по нему обеспечивают крупные налогоплательщики, что по факту делает КПН налогом нескольких отраслей. Во-вторых, КПН это налог на прибыль (налог благополучных лет), а падение объема распределяемых нефтяных доходов наверняка приведет к росту количества убыточных предприятий.
Большую часть поступлений крупных налогоплательщиков обеспечивают предприятия сырьевого сектора, в первую очередь нефтегазового. Даже не смотря на то, что нефтяные доходы абсорбируются в Национальный фонд, динамика КПН за последние 15 лет почти полностью объясняется динамикой экспорта. Это связано с тем, что многие крупные налогоплательщики ненефтянного сектора все равно, так или иначе, участвуют в перераспределении нефтяных доходов. Поскольку при падении цен на нефть до 50 долл. США произойдет сжатие экспорта в стоимостном выражении, то обязательно произойдет падение поступлений по КПН предположительно на 500 млрд. тенге в 2015 и последующих годах.
НДС
Ключевым драйвером для НДС является конечное потребление в экономике. Показатель отношения конечного потребления к ВВП последние 10 лет находится в коридоре 55-60%. По различным причинам при низких ценах на нефть этот показатель скорее склонен расти, чем снижаться. НДС будет показывать стабильную динамику, при условии, что налоговые органы перестанут использовать задержку в возвращении НДС экспортерам как рычаг для повышения текущих поступлений по этому налогу. Однако активное использование задержки возврата НДС, что наблюдалось в период высоких цен, создает задолженность бюджета перед экспортерами, которую надо будет закрывать. Соответственно, такой долг будет создавать дополнительное понижающее давление на поступления по НДС в период низких цен.
В итоге
В республиканском бюджете на 2015 год налоговые поступления заложены в размере 4 трлн. тенге, а трансферты из Национального фонда в размере 2,4 трлн. тенге. Падение цены на нефть до 50 долл. США за баррель может привести к выпадению 1,3 трлн. тенге налоговых поступлений и сворачиванию программы трансфертов из Национального фонда на 1,4 трлн. тенге. Аналогичная ситуация будет и в последующие годы, если цена на нефть останется на этом же уровне. Следовательно, даже если правительство не срежет трансферты из Национального фонда в 2015 году, ему придется это сделать в последующие годы, что еще больше обострит вопрос с финансированием ненефтянного дефицита.
При расходах республиканского бюджета на 2015 год в размере 7,9 трлн. тенге сокращение доходов на 2,7 трлн. тенге является существенным. При этом надо помнить, что еще 1 трлн. тенге уже является дефицитом и финансируется из госдолга. В реальности, скорее всего правительство предпримет меры, как по сокращению расходов, так и по экстренному повышению налоговых поступлений в форме проверок и доначислений, задержек возврата НДС и новых обязательств, вроде уже запланированных сборов на обязательное медицинское страхование и дополнительных пенсионных отчислений. В любом случае, цена на нефть ниже 50 долл. США станет серьезным испытанием для казахстанского бюджета и возможно научит правительство соблюдать строгую бюджетную дисциплину.