Правительство Казахстана не видит иного выхода, кроме повышения пенсионного возраста женщин. Действительно ли повышение пенсионного возраста явлется единственным способом решения проблем пенсионной системы. В чем заключается проблема – в неэффективности накопительной пенсионной системы, когда накопленных пенсионных взносов не хватит на достойную старость или в возросшей нагрузке пенсионных расходов на бюджет?
Шолпан Айтенова, специально для Vласти
Правительство Казахстана не видит иного выхода, кроме повышения пенсионного возраста женщин. Действительно ли повышение пенсионного возраста явлется единственным способом решения проблем пенсионной системы. В чем заключается проблема – в неэффективности накопительной пенсионной системы, когда накопленных пенсионных взносов не хватит на достойную старость или в возросшей нагрузке пенсионных расходов на бюджет?
Глава Нацбанка Григорий Марченко угрожает дефицитом бюджета, если не повысить пенсионный возраст, министр Серик Абденов в своем твиттере пишет, что цель – не экономия бюджетных средств, а обеспечение соответствующего развития накопительной пенсионной систем. Заместитель премьер-министра Кайрат Келимбетов: есть расчеты, в том числе бюджетных расходов, которые были бы, если бы мы не поднимали этот возраст в течение 10 лет.
Если сравнивать с общемировой тенденцией повышения пенсионного возраста, то он связан с дефицитом пенсионных фондов, высокой нагрузкой пенсионных расходов на бюджет (от 8 до 16 % от ВВП в Европе) и более высокой продолжительностью жизни, которая позволяет иметь более длительный трудовой стаж одновременно с высоким уровнем жизни.
Во всем мире повышение пенсионного возраста объясняется следующими причинами:
· дефицит пенсионного фонда, когда пенсионные обязательства превышают накопления;
· быстро стареющее население и уменьшение количества работающих на количество пенсионеров;
· давление пенсионных расходов на государственный бюджет;
· высокая продолжительность жизни, более 80 лет.
По данным Национального банка Республики Казахстан пенсионные выплаты и переводы в страховые организации из пенсионных фондов по итогам 2012 года составили 323,0 миллиарда тенге, а пенсионные взносы за 2012 год составили 503,1 миллиарда тенге. Это свидетельствует об отсутствии дефицита пенсионного фонда. То есть за прошлый год количество денег, поступивших в пенсионную системы превышает количество средств изъятых из нее. Именно дефицит пенсионнго фонда явился причиной пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет в Украине.
Таблица. Динамика относительных показателей, характеризующих роль пенсионного сектора в экономике Республики Казахстан
Наименование показателя
1 января 2012 года
1 января 2013 года
ВВП , млрд. тенге
27 571,9
31 442,7
Отношение пенсионных накоплений к ВВП, в %
9,6
10,1
Отношение пенсионных взносов к ВВП, в %
7,3
7,8
Отношение «чистого» инвестиционного дохода к ВВП, в %
2,0
2,1
Источник:Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан
Накопительная система Чили, по опыту которой создана и казахстанская накопительная пенсионная система, имела пенсионных накоплений 71% ВВП по результатам 2011 года и 8,7 млн. участников при 17 миллионах населения. Данной модели уже более 30 лет.
В Казахстане пенсионные накопления составили более 10% ВВП за 15 лет, при официальных 8,1 млн участниках. Вместе с этим реально в пополнении пенсионных фондов участвуют 3,7 млн. граждан страны.
Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102) ввела понятие коэффициента замещения - нормы выплат пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца относительно уровня заработной платы. Коэффициент замещения, согласно Конвенции, должен быть не менее 40% от уровня заработной платы (дохода) гражданина в трудоспособный период.
Это минимальный международный стандарт необходимый для избежания бедности в пожилом возрасте. В Европе коэффициент замещения в среднем составляет 60% от заработной платы.
С 2007 года коэффициент замещения пенсий в Казахстане не достигал 40%, более того, у 600 тысяч пенсионеров получающих минимальную пенсию в 2013 году он составил 17,5%. Это означает, что треть пенсионеров живет на 17,5% от среднемесячной зарплаты в стране, по сути, на уровне прожиточного минимума и в два раза ниже требования МОТ.
В Казахстане расходы государственного бюджета на пенсионное обеспечение в 2013 году составили всего 2,7% ВВП, что свидетельствует о низкой нагрузке пенсионных расходов на бюджет.
Международный валютный фонд рекомендует повысить пенсионный возраст в Российской Федерации, так как расходы на пенсию к 2018 году могут превысить 18% ВВП. Общий рекомендуемый порог пенсионных выплат из государственного бюджета по мнению МВФ составляет 8% ВВП. Однако Россия отказалась от повышения пенсионного возраста, ее расходы на пенсии сейчас составляют как раз те приграничные 8% ВВП.
Для сравнения, в Украине пенсионные расходы превышают 16% ВВП. Повышение пенсионного возраста женщин было выполнено по рекомендации МВФ в связи с предоставлением обусловленного займа в период глобального экономического кризиса.
Для Казахстана демографическое старение населения также не является экономической угрозой и аргументом в пользу повышения пенсионного возраста для женщин.
В стране на 8,5 млн занятого населения приходится 1,7 млн пенсионеров, то есть на одного пенсионера пять работающих, а по реальной статистике исходя из 3,7 млн регулярно отчисляющих пенсионные отчисления, то двое работающих на одного пенсионера.
При этом в соседних России и Украине на одного работающего приходится один пенсионер.
Наше правительство, объясняя повышение пенсионного возраста возможностью больше накопить просто лукавит, так как проблема пенсионной системы кроется в реальной занятости и охвате занятого населения накопительной пенсионной системой.
Правительство идет на эту меру, понимая, что с момента существования накопительной пенсионной системы только 41% занятого населения регулярно выплачивают пенсионные взносы. Более 4 млн занятого населения страны не участвует в накопительной пенсионной системе, а значит пенсию, хоть и минимальную или пособие в 50% от прожиточного минимума как предлагает законопроект, будет выплачивать государство. Это означает дополнительное бремя на бюджет, и предлагаемая пенсионная реформа не более чем отсрочка по времени ожидаемой нагрузки на бюджет.
Отсрочив выплату пенсий на несколько лет, государство может получить букет других проблем, в виде безработицы среди женщин от 50 до 63, дополнительных бюджетных расходов в виде пособий, госзаказа на искусственное создание рабочих мест для лиц предпенсионного возраста и т.д.
В тоже время предлагаемая пенсионная реформа не предлагает решение проблем занятости и сомнительно, что 65% женщин, зарабатывающих 200 долларов в месяц способны накопить достойную пенсию, если увеличить пенсионный возраст на 5 лет. Тем более предлагаемая пенсионная реформа не решит проблем 2,7 млн. самозанятых, не участвующих в пенсионных накоплениях. Из них 1,5 миллиона граждан не имеют высшего или средне специального образования и основная их часть проживает в сельской местности. Таким образом, повышение пенсионного возраста не активизирует наполняемость пенсионного фонда и не решит «ожидаемых» правительством проблем нехватки накоплений пенсионных фондов, а наоборот породит ряд других не менее ощутимых и более реалистичных.
Прежде чем принимать непопулярные меры, применямые в других странах, когда исчерпаны альтернативные пути, возможно, нужно решить задачи пополнения пенсионных фондов, через повышение занятости и активизацию участия граждан в пополнении пенсионных счетов.
Введение обязательности пенсионных взносов самозанятой части населения также не решит проблему пенсионных накоплений, пока законодательно не определен статус самозанятого. Невозможно заставить перечислять пенсионные взносы тем лицам, чей доход на грани выживания. Это приведет только к всплеску социальных конфликтов.
Причинами низкого участия граждан к существующей накопительной пенсионной системе могут быть:
· недоверие к накопительной пенсионной системе (все равно до меня не дойдут);
· низкая информированность самозанятых (население не знает, что при отсутствии пенсионных накоплений пенсионер будет получать 50% от прожиточного минимума, 9330 тенге на данный момент);
· скрытая безработица (если признать безработными часть самозанятых, безработица вырастет с официальных 5% до реальных 20%);
· занятость на уровне выживания (когда заработанного хватает только на ежедневное потребление);
· низкая эффектиность программы «Занятость 2020» с точки зрения содействия устойчивой занятости.
Условиями эффективного функционирования накопительной пенсионной системы являются: полный охват населения накопительной пенсионной системой, через обеспечение реальной занятости; разъяснительная работа среди самозанятого населения; возвращение доверия к накопительной пенсионной системе через страхование пенсионных взносов (по аналогии с системой гарантирования депозитов, размещенных в банках второго уровня); и обеспечение прозрачной деятельности теперь уже единого пенсионного фонда и наличие механизмов общественного и государственного контроля.