Прошлый отопительный сезон в Урумчи ознаменовался массовым переводом города с угля на газ, в итоге, урумчийцы впервые за многие годы увидели зимнее небо и вздохнули полной грудью. А правительство СУАР теперь заботится о безопасности газовых артерий, по который в столицу автономного района идет, в том числе, и газ из Центральной Азии.
Адиль Каукенов, Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), специально для Vласти
Прошлый отопительный сезон в Урумчи ознаменовался массовым переводом города с угля на газ, в итоге, урумчийцы впервые за многие годы увидели зимнее небо и вздохнули полной грудью. А правительство СУАР теперь заботится о безопасности газовых артерий, по который в столицу автономного района идет, в том числе, и газ из Центральной Азии.
Модернизация, проводимая в Китае в последние десятилетия, не раз поражала весь мир масштабностью и радикальностью мероприятий. Вот и самый близкий и экономический важный для нас регион Китая – Синьцзян-уйгурский автономный район (СУАР) – усилием воли и немалыми материальными средствами решил экологическую проблему в своей столице городе Урумчи. Более того, активность в этой сфере не останавливается ни на день и буквально на этой неделе крупнейший город СУАР сделал еще один шаг по обеспечению собственной экологической безопасности.
Но пойдем по порядку. Итак, в чем именно состоит заявленная выше революционность и радикальность? В том, что буквально за полгода все котельные Урумчи были переведены с угля на газ. Если до этого с началом отопительного сезона город плотно заворачивался в кокон из смога, то в прошлом году урумчийцы с удивлением наблюдали зимнее небо во всей его красе. Как пишет агентство «Синьхуа», все это случилось «к ликованию всех народностей Урумчи».
Ликовать есть отчего, ведь решилась не только проблема зимнего смога. Благодаря проекту «мэй гай ци» (досл. «сменить уголь на газ») из воздуха ушли все примеси, неизменно сопутствующие массовому сжиганию угля. Если обратиться к статистике, то в результате проекта в прошедший отопительный сезон Урумчи отказался от 5 млн тонн угля, и соответственно, в воздух больше не выбрасывается 35 тысяч тонн диоксида серы и 17 тысяч тонн угольной сажи.
Для тех, кто не в курсе, отмечу, что Урумчи по своим географическим и климатическим условиям очень напоминает Алматы – город точно так же находится в котловине, окруженный горами, которые серьезно мешают «выдуванию» смога над городом, что, в сочетании с влажностью, запирает горожан в своеобразной газовой камере на пару миллионов мест. К слову, как и в Алматы, в Урумчи остро стоит проблема автомобильных выхлопов. Если китайцы придумают быстрое и радикальное решение и этого вопроса, Акимат Алматы получит готовый рецепт избавления от одной из главных бед крупнейшего казахстанского мегаполиса.
«Синее небо с белыми облаками»
Возвращаясь в Синьцзян, необходимо все же оговориться и признать, что сама «газовая революция» в Урумчи готовилась довольно долго. Более 10 лет назад правительство СУАР поставило цель подарить городу «синее небо с белыми облаками» в рамках общей политики «Красивый Синьцзян» (что поделать, в Китае без поэтичного лозунга ни одно серьезное дело не ладится).
С тех пор эту проблему держали на контроле и Госсовет, и обком, и региональные власти. После периода научных обоснований, подготовки инфраструктуры и международных консультаций, в Урумчи были установлены 710 паровых котлов на газе мощностью 12900 тонн пара с целью отопить 120 млн м2 площади. В итоге 76% от общей площади отапливаемый площадей Урумчи с октября 2012 по апрель 2013 года отапливалось исключительно газом, а остальные площади – с помощью комбинированных источников.
Цена вопроса, согласно «Синьцзян жибао», составила 12,1 млрд юаней (около $1,5 млрд), из которых правительство автономного района вложило 7,2 млрд юаней (около $0,9 млрд). Кстати, если верить китайским СМИ, смена источника обогрева никак не повлияла на стоимость этой коммунальной услуги для населения. Так что можно поверить заявлениям о том, что по оценке Национального бюро удовлетворенность горожан проектом «синее небо с белыми облаками» составила 96,9%.
Чтобы показать реальное значение такого перехода, замечу, что 4 декабря 2012 года уровень загрязненности воздуха показал лучшие показатели с 1995 года – то есть за 17 лет! И в общекитайском рейтинге самых «чистых городов» Урумчи поднялся с самых нижних строчек до уровня «Топ-100». С учетом того, что в Китае находятся 20 из 30 наиболее загрязненных городов мира – цифры действительно впечатляют.
На достигнутом власти города не остановились и буквально на днях – 20 июня – на всех котельных города были установлены онлайн-мониторы для того, чтобы отслеживать уровень выбросов по ряду показателей. К слову Пекин, где проблема загрязненности воздуха стоит чрезвычайно остро, на такие меры решиться до сих пор не может и даже регулярно предъявляет претензии Посольству США, которое упорно публикует в Интернете ежедневные отчеты об уровне загрязнения, ужасающие интересующихся пользователей.
Вопросы безопасности
Власти СУАР отдают себе отчет, что главным риском при новой системе становится безопасность источников поставок газа в Урумчи. Действительно, газопровод намного более уязвим, чем железная дорога, по которой ранее поставлялся уголь.
Сегодня, когда террористическая угроза в СУАР продолжает находиться на очень высоком уровне, а синьцзянские сепаратисты не раз доказывали свои связи с международным терроризмом, ставить город в зависимость от нескольких газовых артерий – большой риск. Этим вопросом занимается сразу несколько ведомств и даже в китайских СМИ, которые не любят поднимать подобные темы, периодически проходят сообщения о принимаемых мерах безопасности.
В целом, для отопления Урумчи используются по большей части внутренние источники. Однако и центральноазиатский газ вносит свой вклад в сохранение голубого неба для города. Как сообщает сайт «CNPC», в 2012 году в Урумчи поступило 2,6 млрд м3 газа из Центральной Азии. Он приходит по второй ветке газопровода, переправляющего западный газ на восток страны, в который и входит газопровод «Центральная Азия – Китай».
В итоге, приходим к пониманию, что ресурсы Центральной Азии, пусть и частично, в Китае решают огромные проблемы и идут на более чем масштабные проекты. Отсюда и еще один вывод – Китай будет более чем заинтересован в сохранении и соблюдении всех условий договоров с правительствами государств Центральной Азии. Поэтому снимать руку с пульса событий в регионе или пускать на самотек все возможные факторы нестабильности однозначно не будет.