• 4907
Ибрагим Ибатулин. Казахский, математика, ежик и метод Прокруста

Ибрагим Ибатулин, участник проекта

Утром у меня состоялось первое занятие с Арнұром. Он в этом году закончил 2 класс. Поскольку у меня уже был готов материал по методу Прокруста, то мы начали с этой темы. Однако для 2 класса это тема немного сложна. Поэтому мы решали задачи двумя способами. Первый способ — перебор всех случаев. Второй способ — метод Прокруста. Для меня это было очень удобно в плане изучения казахского языка. Потому что трудно придумать упражнение, в котором 27 раз повторяешь одно и тоже с небольшим изменением чисел.

А задача заключалась в определение количества кур и телят в нашем дворе, на основе информации о количествах ног и голов. То есть я предварительно посчитал количество животных в нашем дворе и их общее количество ног. Для простоты мы рассматривали только кур и телят (коров считали телятами). Правда были еще ежик и небольшая змея, но мы их не учитывали.

Всего во дворе было 27 животных и 78 ног. Итак, например, кур могло быть 8, тогда ног у этих кур вместе будет 16, значит, телят тогда 19 и у них ног всего 76. Отсюда в этом случае общее количество ног у всех животных во дворе было бы 92. А у нас 78. Следовательно, кур не может быть 8 и так далее, кур может быть 0, 1, ..., 9, 10, .... Все это я переводил на казахский, Айгерим меня поправляла. Понятно, что через какое-то время у меня уже неплохо получалось. Далее эту же задачу я предложил решить с помощью раскраски животных. Мы рисовали кур и телят и каждую курицу красили полностью, а у каждого теленка красили голову и две ноги. Здесь я делал не раз ошибки с окончаниями (постоянно приходилось говорить то в настоящем, то в прошлом времени), наверное, это повлияло на восприятие Арнұром метода Прокруста, поскольку через два дня он не решил аналогичную задачу. Вечером мы с Арнұром посчитали кур и телят, тем самым, убедились в истинности ранее найденного ответа. Для детей такого возраста это важно. После обеда распорядок для был таким же, как раньше. Мной были пройдены следующие темы: порядковые числительные, творительный падеж, служебные слова. Вечером я также подготовил геометрические рисунки в специальной программе для воскресного занятия.

13.07

Утром я продолжил занятия с Абайбеком и Еркіном. Ранее я объяснил, что им необходимо делать дома, однако специально не давал задачи на дом. То есть я им объяснил, как генерировать задачи, и предложил им друг с другом потренироваться в разложение простых квадратичных выражений на множители. В этот раз у нас была тема связанная с признаками равенства треугольников. Я ожидал, что перевести признаки равенства треугольников для меня будет пока еще мало возможным и надеялся, что ученики в этом мне существенно помогут. Однако на занятие возникли некоторые проблемы с обозначениями.

Например, под записью АВ я понимал отрезок, прямую, но не как угол А и угол В, Абайбек же понимал именно второе. Что больше всего меня удивляло — это то, что ученики не могли объяснить, как проверять равенство треугольников с помощью этих признаков.

Мы потеряли много времени на этом. В итоге на русском мне пришлось объяснить признаки равенства и откуда они получаются, а также продемонстрировать с помощью подготовленного макета, как их использовать. Далее ученикам предлагалось на рисунке найти как можно больше пар равных треугольников. В итоге победил Абайбек, он нашел 1 пару равных треугольников, хотя их там было больше и остальные мне пришлось показать самому. Были неплохие попытки у Еркіна, единственно, что он не мог доказать равенство указанных им пар треугольников. Поэтому сегодня шоколадку получил Абайбек. Проведение занятий дома было больше удобно мне, поскольку я еще не достаточно быстро и правильно говорю на казахском.

Понятно, что это не может продолжаться вечно и должен наступить момент, когда я смогу проводить занятия для большой аудитории. Поэтому предварительно со школой была договоренность, что с понедельника занятия будут в школе уже для большего количества желающих. После обеда я решил подготовиться к следующему занятию.

14.07

В 10 часов утра я был в школе. Как оказалось, там идет полномасштабный ремонт и никто не смог ответить, в какой аудитории будут занятия. Было этим утром и хорошая новость. Постепенно о моих занятиях стало известного большему кругу жителей поселка и у меня появилась новая ученица — Ақбота, 8 класс. Из школы я вместе с Абайбеком и Ақботой вернулся домой, где до этого проводились занятия. План моих занятий опять рухнул, но это и хорошо в плане изучения казахского языка. Только так можно улучшить свой уровень, рассказывая не заранее заученный текст, а импровизируя. Видя, что Абайбеку весьма нравится то, что мы проходим на занятиях, но у него при этом плохо еще получается решать задачи, я решил по дороге им рассказать метод Прокуста. Я уже чувствовал в себе некоторую уверенность и для учащего 7 класса это очень легкий метод. Так и оказалось, я смог рассказать хотя с некоторыми ошибками, главное, что они меня поняли, и я говорил на казахском. И уже дома мы устроили соревнования между 2, 7 и 8 классами. В итоге Абайбек быстрее всех решал и затем объяснял остальным. Также с Абайбеком и Ақботой мы попробовали раскладывать простые квадратичные выражения на множители. Я все надеялся, что у Абайбека начнет получатся, однако Ақбота лучше схватывала, а Абайбеку было пока еще трудно. После обеда закончил четвертую главу (очевидное настоящее время, дательно-направительный падеж, чтение и перевод текста о доме Алихана и домашнее задание). Пройдена психологическая отметка в 100 страниц. Всегда, когда приступаешь к работе по книге, кажется, это займет очень много времени, и думаешь о том, как все успеть. Поэтому может казаться невозможным пройти 165 страниц с 300 упражнениями даже за месяц. Здесь же я занимаюсь только преподаванием математики на казахском языке и изучением казахского языка, и кажется, что все это по силам.

15.07

В 9 часов утра я был снова в школе, встретился с завучем. Она пообещала организовать с завтрашнего дня группу 7-9 классов. Таким образом, приближается момент, когда я буду проводить занятия по математике на казахском языке для группы учеников. Сегодня же пришли Абайбек и Еркін. И между ними стала видна разница, которая оказалась в результате того, что Еркін пропустил одно занятие. Для меня было приятно видеть первый успех Абайбека — он разложил устно 4 из 5 простых квадратичных выражений за 6 минут, Еркін смог только два. В связи с этим я смог с ними приступить к следующему типу квадратичных выражений. Надеюсь, что завтра они поразят своих сверстников, когда моментально решат уравнения. Для ребенка важно в изучение чувствовать свои силу, наличие моментов успеха. При этом этом важнее, чтобы этом успех был оценен сверстниками, чем учителем. Тогда они будут смелее покорять новые вершины. Также на этом занятие мы разобрали, как использовать теорию чисел для моментального определения дня недели. Таким образом, я пытаюсь показать, что математика не просто интересна, а при правильном понимании можно увидеть, что ей пронизано вся их жизнь. И если они приложат усилия, то уже сейчас на себе могут ощутить особое отношение окружающих, их даже могут принять за гениев. Потому что обычный человек не может устно решать то, что они уже прошли на моих занятиях. Наверное, воодушевленный успехом Абайбека, я за полдня прошел всю 5 главу. И таким образом, у меня осталась только одна глава.

Эксперимент проводится совместно с Qazaq Banki

Свежее из этой рубрики