Несколько недель назад британская пресса растиражировала сообщение о том, что в Европе снова начали диагностировать рахит и цингу. Причиной этому назвали катастрофически низкую питательную ценность современной еды – отвратного качества джанк-фуд, «пищевой мусор», не может обеспечить человеческий организм необходимым для здоровья и жизни.
«Мусорной» становится не только еда. Мы смотрим мусор в кино, слышим по радио, видим на экране телевизора и в наушниках в плеере тоже играет какой-то junk. А самое для меня волнующее (в силу профессии) – что в помойку превращаются масс-медиа.
«Когда б вы знали, из какого сора…» - цитата для журналистики неактуальная. Из какого пальца высосана новость, видно сразу. То есть, коллегам по цеху, разумеется, видно. Аудитория же в довольно большом проценте случаем продолжает потреблять «пустые калории» новостей – информацию, не имеющую ни малейшей ценности.
Далеко ходить не надо: взять, к примеру, растиражированную буквально вчера всеми, кому не лень, новость о выпуске в стране купюры в 20 тысяч тенге. Информация, не имеющая, по сути, мало-мальски заслуживающего доверия источника, кроме записи в блоге. Я могу понять, почему СМИ не связались с самим ньюсмейкером – Нацбанком. Даже не так: я знаю, что наверняка, связались. И все, как один, получили ответ о необходимости написать запрос на имя Григория Александровича и ждать рассмотрения, согласно закону, по меньшей мере три дня. Только зачем ждать, когда сенсация уже готова. И какая разница, что спустя несколько часов из сети ушло последнее доказательство – информация на сайте Нацбанка.
Что в итоге получил читатель? Сообщения о том, что на сайте появилась информация о выпуске купюры и что она с него через какое-то время пропала. Чистого фактажа – ноль. Junk news.
Бывает, конечно, и толк от такого тиражирования. К примеру, недавнее сообщение о гибели женщины у ворот 12-й горбольницы. В изначальной информации меня поразило не столько содержание, сколько форма. То, что выглядит нормальным, адекватным, для поста в блоге или на странице в соцсети, неприемлемо в СМИ. Бесчисленные «доколе» в журналистском, а тем более новостном, тексте, по моим глубоким убеждениям, остались либо в советском времени, либо в изданиях, до сих пор живущих по советским канонам. Ан нет, бывает, как оказалось, всякое. Даже такое – ноющие новости, не подкрепленные и намеком на реальные факты.
Но хорошо то, что после информации (пусть и сомнительного качества) на новостном сайте проблему заметили. Случай рассмотрели с Минздраве и признали врачебной ошибкой. Хоть какой-то профит.
Возможно, я ошибаюсь, но мне до сих пор кажется, что для журналиста главным в работе все-таки должен быть читатель. Именно с ним стоит быть честным в первую очередь. Важнее, наверное, только необходимость быть честным с самим собой. Мне казалось, что 2011-2012 годы, когда одно за другим появлялись сообщения о терроризме в стране, для отечественной журналистики были показательными и поучительными. Мне казалось, что необходимость не врать читателю, не пугать читателя должна была выйти на первый план. Мне казалось, что задача СМИ – не сеять панику и даже не успокаивать, а информировать своевременно, давать реальную, официальную картину событий. В журналистике нет места вымыслам и домыслам. Этому учат на первом курсе профильных факультетов.
Даже если последствия дезинформации не могут стать серьезными, проку от таких «как бы новостей» все равно нет. Особенно если изначальный посыл переврать. Так, например, запись на странице в соцсети казахстанского политолога о том, что он против, чтобы рестораны называли именами русских писателей, превратилась в новость: «Политолог против русскоязычных названий». Или еще один памятный случай – с ведущим 31 канала, который ушел, якобы, из-за необходимости озвучить официальную версию событий «Арканкергена». Или, что я особенно люблю, бесконечное тиражирование мнений экстрасенсов, предсказателей и безумных ученых о землетрясениях в Алматы. Мусорные новости, мусорные.
В то время как у жиреющих на фастфуде европейцев и давно ожиревших американцев развивается цинга на почве отсутствия витаминов в пончиках и замороженной пицце, у стройных и подтянутых жителей Казахстана потихоньку начинает зарождаться неизвестная доселе ментальная хворь. Она вызывается тем, что низкой «питательной» ценности информационный поток занимает весь объем черепной коробки и не оставляет места для по-настоящему ценных мыслей.
И пока нам кажется, что «пипл хавает», все будет оставаться по-прежнему. Лучшие в профессии говорят: не надо думать, что читатель – идиот. Остальные продолжают штамповать junk news – достаточно открыть любой агрегатор, чтобы убедиться.