Как делается кино. Часть VI

Мила Фахурдинова, специально для Vласти

Режиссер и сценарист Мила Фахурдинова продолжает рассказывать о секретах кинопроизводства. На этот раз о том, как важно планирование и почему не стоит на раскадровках рисовать по шесть пальцев.

Планирование – залог успеха во многих делах. Кино не стало исключением. Процесс этот увлекательный и состоит из нескольких частей.

Многие сейчас работают без раскадровок, просто каждую сцену снимают в трех основных крупностях и потом прекрасно монтируют. У нас никогда нет столько времени, поэтому готовимся заранее, на площадке импровизация практически отсутствует. В идеале, на раскадровке должны присутствовать режиссер, оператор и художник. Процесс не быстрый, супер-творческий и сильно выматывающий. Как нам говорили в киношколе, цитируя кого-то знаменитого: «После раскадровок ваш фильм готов, осталось только снять».

Однажды актер, которого уже утвердили на главную роль и я нарадоваться не могла этому факту, на репетиции увидел раскадровку, тщательно ее изучил, а потом выдал мне с грустным лицом:

— Извините, я в вашем фильме сниматься не могу.

— Как? Как «не могу»? Это что же такое? - волосы на голове зашевелились от ужаса

— Ну вот посмотрел раскадровку и понял, что эта роль не для меня!

— Как это не для Вас?! Да я ж ее специально писала! Держите меня, теряю сознание, соли мне, соли и спирт нашатырный!

— Милочка, взгляните сами – у меня всего лишь пять пальцев, а у вашего героя? Правильно, на каждой картинке – шесть!

Уж не знаю, как такое получилось и в каком воспаленном сознании мы эти раскадровки рисовали, но действительно – везде у героя было нарисовано по шесть пальцев. Будьте внимательны. Такие шутки на площадке могут серьезно сказаться на нервах режиссера (вот вы не видите, а у меня даже сейчас при воспоминании глаз дергается).

Когда раскадровки готовы, можно писать режиссерский сценарий и планировать график съемок. Почти никогда фильм не снимается в хронологическом порядке. Гораздо удобнее это делать по локациям (если, например квартира-улица-квартира, то проще сначала отснять все, что в квартире, а потом – то, что вне ее), по актерам в кадре (три кадра, где только герой, потом пять кадров, где двадцать человек массовки, потом герой с другом, потом опять массовка – снимаем сначала все, где герои, потом все, где массовка), по событиям (например, если редкий костюм и в середине фильма он уничтожается, а в конце герой находит такой же – то проще снять все, где костюм целый, а затем его уничтожить) и по свету (сначала все кадры, где приборы стоят у одной стены, затем – у другой, и т.д.). Думаю, принцип понятен.

Вот интересный момент планирования, до которого мы смогли дойти исключительно опытным путем – по сценарию у нас два героя живут посреди обледенелого заснеженного озера. Никого на много-много миль вокруг. Здесь нужно было снять сначала все общие планы, но мы не догадались и потом мучились, не зная что предпринять. И сейчас я должна так задорно, как в детской передаче спросить: а вы, мои дорогие читатели, уже догадались?

По площадке во время съемки передвигаются пятнадцать человек «закадровых работников». Разумеется, мы вытоптали в снегу такие колеи, как будто там живут не два медитативных рыбака, а человек сто, причем не первый месяц. Как мы потом следы не заметали – особо ничего не помогло. Планирование!

Прешутинг тоже делают не все – здесь зависит от индивидуальной манеры работать, каких-то предпочтений и сложности кадров (если кадр с интересными пролетами – каждый обязательно его протестирует, полагаю). Мы почти все свои фильмы перед настоящими съемками снимаем строго по раскадровкам, но с друзьями в главных ролях. Потом ролик монтируется и сразу становится видно, где все будет хорошо, а где не особо-то клеится и нужно придумывать что-то другое. Помогает избежать многих ошибок и просто забавно провести время.

И последнее, о чем еще нужно помнить при планировании – это погода, длина светового дня и местоположение солнца. Больше относится к натурным съемкам.

Предсказать осадки или облачность на сто процентов не может никто. Поэтому, если это действительно важно, изучите прогнозы, но будьте готовы к тому, что все окажется иначе. Вот сейчас у нас запланированы съемки на февраль и там есть три сцены на улице. Обязательно должен идти снег. Мы, наученные горьким опытом, не говорим: «Сводки обещают осадки 20 февраля и значит, снимаем тогда!», а просто знаем, что с такого-то по такое-то – боевая готовность номер один. Начинается снег – минимальным обязательным составом прибегаем на площадку. Неудобно, но по-другому никак.

Бывает и обратная ситуация. Как-то на натурных съемках стоило нам выставить камеру на общий план – начинался красивый пушистый снег, крупный или средний – снег внезапно прекращался. И так несколько раз. Потом пришлось поломать голову как эти кадры смонтировать между собой, чтобы все смотрелось органично и в одном временном промежутке.

Про солнце почти та же история. Всегда проверяйте положение звезды на выбранной локации в предполагаемое время съемок – если лучи будут бить прямо в камеру, потеряете несколько часов, дожидаясь ухода светила из кадра.

Время восхода-заката важно не только для режимных съемок, но и для самых обычных. Например, в Москве летом очень короткие ночи и уже в начале четвертого начинает светать. Кто бы мог подумать! Мы-то были уверены, что как минимум до половины шестого можем никуда не спешить.

Если вы учтете все вышеописанное, тщательно все распланируете и хорошо подготовитесь, то сами съемки будут куда легче, приятнее и организованнее, чем могли бы быть. Лучше потерять время «до», чем суетиться на площадке и тратить драгоценное время и деньги стольких людей.

Как делается кино. Часть V

Как делается кино. Часть IV

Как делается кино. Часть III

Как делается кино. Часть II

Как делается кино. Часть I

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые