Участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе является составной частью общей экономической политики государства.
В полной мере сохраняя государственный суверенитет, мы обеспечиваем более тесное и слаженное экономическое сотрудничество и кооперацию со странами-партнерами.
Договоренности создаваемого экономического союза направлены на устранение имеющихся изъятий и ограничений, что способствует полноценной реализации «четырех свобод»: свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Каких-то быстрых изменений мы сразу не почувствуем. Они коснутся нас спустя некоторое время и достаточно плавно.
Но кое-какие изменения граждане трех стран почувствуют сразу – с 1 января 2015 года они смогут свободно работать в государствах-членах евразийского союза без оформления разрешений.
В целом экономический потенциал евразийской интеграции достаточно высок. Совокупный объем экономик стран-членов союза превышает 2,4 трлн долларов США, что составляет 4% мирового ВВП и более 80% ВВП стран СНГ.
По оценкам экспертов, перспективный интеграционный эффект в виде прироста ВВП Казахстана к 2030 году может составить до 30 млрд долларов США.
Участие Казахстана в региональной экономической интеграции определено следующими факторами.
Во-первых, это континентальная замкнутость. Географическое расположение республики вдали от морских портов снижает возможности по доступу на рынки третьих стран, ограничивает перспективы для экономического роста.
Мы заинтересованы в снижении транспортных издержек, сдерживающих доступность мировых рынков и влияющих на диверсификацию экономики. К примеру, мы договорились, что в Евразийском экономическом союзе при перевозках грузов железнодорожным транспортом из Казахстана в третьи страны транзитом через морские порты другого государства (в частности, через территорию России) и в обратном направлении будет применяться унифицированный (внутренний) ж/д тариф, который по размеру значительно ниже транзитного. По оценкам экспертов, экономия казахстанских перевозчиков в связи с этим может составить до 250 млн долларов США ежегодно.
Во-вторых, недостаточные возможности внутреннего рынка с объемом потребления в 17 млн человек.
Помимо существенного расширения границ рынка для предпринимателей создание ЕАЭС предоставляет дополнительные возможности в части снижения транзакционных и временных издержек на границе и освобождения значительных оборотных средств, которые теперь могут быть направлены на развитие бизнеса.
Единые принципы технического регулирования, общая система ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности позволяют перемещать продукцию по территории государств-членов союза по единым требованиям и на равных условиях.
Все это должно стать мощным стимулом для развития новых производств на территории ЕАЭС, кооперации взаимодополняющих предприятий и создания вертикально-интегрированных корпораций. В перспективе это позволит странам-партнерам конкурировать на мировом рынке со своей продукцией, что приведет к постепенному снижению цен на потребительские товары.
С 2011 года отменен таможенный контроль на внутренних границах. Это, безусловно, снизило административную нагрузку на бизнес и сегодня способствует расширению возможностей для экспорта товаров. К примеру, по сравнению с 2009 годом, периодом до создания Таможенного союза, увеличился экспорт кондитерских изделий и шоколада в 3 раза, легких грузовиков – в 17 раз и запорной арматуры – в 1,4 раза.
Считаю, что интеграционный процесс выгоден, прежде всего, для наших товаропроизводителей, так как создаются общие рынки.
К 2016 году, к примеру, будет создан общий рынок лекарственных средств на основе международных стандартов GMP, который будет способствовать беспрепятственному перемещению фармпрепаратов, производимых в Казахстане, на рынки стран-партнеров. Кроме того, общий рынок создает условия для повышения качества препаратов на основе международных стандартов, стабилизации цен на лекарственные средства, кооперации фармпредприятий. С 2016 года соответствующие договоренности в рамках ЕАЭС позволят наиболее крупным отечественным производителям увеличить объем экспорта лекарственных средств до 360 млн долларов США в год.
Также к 2025 году будет предоставлен равный (наряду с российскими участниками рынка) доступ к газотранспортной инфраструктуре России. Казахстан экспортирует ежегодно более 8 млрд куб.м газа. В перспективе с разработкой месторождений Кашаган и Карачаганак экспортный потенциал республики значительно вырастет. Поэтому договоренности по доступу к газотранспортной инфраструктуре очень важны для будущего стабильного развития Казахстана.
Общий электроэнергетический рынок путем интеграции национальных рынков электроэнергии Белоруссии, Казахстана и России планируется сформировать к 2019 году. Это позволит в полном объеме реализовать экспортный потенциал электроэнергетической отрасли Казахстана, который к 2030 году превысит 6 миллиардов киловатт-часов. Кроме того, реализация соответствующих договоренностей позволит западным регионам РК получать электроэнергию из северных регионов Казахстана через российские сети.
И третий фактор участия Казахстана в региональной экономической интеграции – это тенденции замедления мирового экономического роста, нестабильность мировых рынков потребления основных экспортных товаров Казахстана.
С учетом этого участие Казахстана в евразийской экономической интеграции создает необходимый фундамент для диверсификации экономики, повышения производительности труда.
Мы заинтересованы в развитии перерабатывающих производств на основе повышения инвестиционной привлекательности. На сегодня уже имеются определенные положительные тенденции. Казахстанский экспорт в страны-партнеры вырос в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 65%. Доля обработанных товаров в общем объеме экспорта в страны Таможенного союза выросла с 45% до 54%. А объемы прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана за 4-летний период с начала функционирования Таможенного союза по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом возросли в 2,5 раза – с 5,7 млрд долларов США (по периоду 2006-2009 годов) до более чем 14 млрд долларов США (по периоду 2010-2013 годов).
Это означает, что казахстанские товаропроизводители постепенно находят свои ниши на рынках стран-партнеров.
Говоря о влиянии на социальное развитие, надо прежде всего отметить, что Договор о ЕАЭС предусматривает проведение согласованной политики в сфере защиты прав потребителей на территории союза, направленной на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов.
Кроме того, Договор может оказать положительное влияние на основные факторы, влияющие на такие демографические параметры, как снижение уровня заболеваемости, смертности и продолжительности жизни населения посредством принятия единых технических регламентов и стандартов продукции в рамках ЕАЭС. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в ЕАЭС будет проводиться согласованная политика в этой сфере, что может положительно повлиять на снижение заболеваемости и уровня смертности среди населения.
Сегодня евразийские интеграционные процессы вызывают заинтересованность многих стран. 10 октября этого года подписан Договор о присоединении к ЕАЭС Армении, в активной фазе присоединения к интеграционной организации находится Кыргызстан. А такие страны, как Индия, Вьетнам, Египет, Турция, Иран и государства Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), выразили заинтересованность в создании зоны свободной торговли со странами Таможенного союза.
Это подтверждает перспективность развивающегося интеграционного процесса, его широкие экономические возможности.
Материал опубликован в 3-м номере журнала Vласть, любая перепечатка возможна только с письменного разрешения редакции.