В условиях экономической нестабильности проблема воспитания, адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая ориентирована в основном на учет первичных потребностей детей-сирот. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, неэффективна.
Алишер Тастенов, аналитик Института политических решений, специально для Vласти
В условиях экономической нестабильности проблема воспитания, адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая ориентирована в основном на учет первичных потребностей детей-сирот. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, неэффективна.
Существующая система интернатного развития сегодня критикуется – воспитание в таких учреждениях не приводит к нужным результатам. Проблема заключается в том, что процесс воспитания ребенка в условиях учреждения осуществляется групповыми, а не семейными формами ухода. В этом случае за ним присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию и выполняющих определенные обязанности.
Однако чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Конечно, известен опыт детских домов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь, но это скорее исключения.
Между тем мировым трендом выступает процесс деинституционализации, при котором предлагается заменить интернатное развитие альтернативными моделями воспитания – через усыновление, патронатные семьи, опекунство, попечительство и т.п. Иначе говоря, деинституционализация означает создание семейных условий для воспитания и проживания детей вне учреждения интернатного типа.
В Казахстане процесс деинституционализации также реализуется, правда в большей степени стихийно и не целенаправленно. О полной замене интернатного воспитания говорить пока еще рано, однако в обществе уже сформировалось понимание необходимости активного развития таких моделей. Так, 11 октября в Клубе Института политических решений прошло заседание «Дети без семьи: альтернативы детдомам», на котором были предложены качественно новые организационные формы системы. Принимая во внимание тот факт, что сразу невозможно изменить ситуацию, предлагалось на сегодняшний день перепрофилировать имеющиеся детские учреждения интернатного типа в службы поддержки семьи с функцией устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
Также эксперты обратили внимание, что для развития процесса усыновления необходимо формирование транспарентности всей системы. Как отметила Аружан Саин, президент благотворительного фонда «Добровольное Общество «Милосердие», «чтобы ликвидировать такое явление, как дома ребенка и детские дома, нам необходимо сделать всю систему кристально прозрачной. Чтобы люди знали, где какие дети, в каком детдоме, как их зовут, сколько им лет. И эта система будет работать, если информация станет открытой».
Между тем параллельно с процессом деинституционализации должна проводиться профилактика социального сиротства, которая должна выступать ключевой задачей социальной политики. По словам Шолпан Байболовой, директора Центра досуга и развития «Семейная Академия»: «профилактика – это приоритетное направление, нужно работать на то, чтобы ребенок не попадал в интернатные учреждения». Поэтому в первую очередь важно проводить предупредительные работы, развивать и культивировать в обществе семейные традиции. При этом социальная политика защиты детства должна основываться на стратегии раннего выявления семейного неблагополучия.
Как известно, основополагающим социальным институтом общества является семья. Однако этот институт сегодня нуждается в государственной и общественной поддержке. Семья не сможет обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию без государственной политики, направленной на укрепление семьи, создание реальных возможностей растить и воспитывать здоровых детей в благополучной атмосфере.
Помимо развития семейных традиций важное значение имеет сохранение ребенка в кровной семье, ведь круглые сироты составляют около четверти от всех детей, оставшихся без попечения родителей. Остальные дети – это социальные сироты, при живых родителях. Поэтому сегодня необходима целенаправленная работа с семьями, отказавшимся по тем или иным причинам от ребенка.
Оптимальной формой устройства детей является усыновление, поскольку при этом между приемными родителями и ребенком не только складываются близкие, родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений. Однако, как правило, на усыновление в основном берут детей только до трех лет. Остальные же дети могут быть взяты под опеку, попечительство, или патронатную семью.
Для оптимизации всего процесса система устройства детей должна быть усовершенствована индикаторами эффективности. Это касается не только детдомов, но и патронатных семей, усыновления, и всех форм дальнейшего жизненного обустройства и качественной социализации детей.
Сегодня нельзя сказать, что на эту сферу выделяется недостаточно средств. В среднем на одного ребенка в интернате в месяц выделяется 93 тысячи тенге, а в год в целом более 1,3 млн. тенге. То есть деньги идут немалые, но проблема в том, как они осваиваются и насколько они идут на благо ребенка. Поэтому другим важным плюсом деинституционализации является целевое перераспределение финансовых ресурсов.
В заключение следует отметить необходимость популяризации всего процесса деинституционализации. Нужно широкомасштабное информирование в СМИ населения об альтернативных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках этого нужна программа социального маркетинга в целях изменения общественного мнения и создания благоприятных условий и механизмов деинституционализации. Кроме того для информационной, юридической и психологической поддержки приемных родителей было бы целесообразным создание специальных курсов или школ.
Тем самым, целенаправленная политика деинституционализации должна проходить с активной пропагандой и внедрением семейных форм воспитания, в частности, усыновления, а также, безусловно, профилактикой социального сиротства. Причем эти задачи могут быть достигнуты в тесной взаимосвязи государства и общества.
Важнейшим условием обеспечения защиты прав и законных интересов ребенка является конструктивное взаимодействие государственных органов власти и общественных объединений. В настоящее время большинство региональных государственных организаций испытывают острую нехватку кадров, что отражается на качестве социальной работы. Поэтому здесь большое значение имеет сотрудничество властей и неправительственных организаций в достижении общих целей.