Вспомнился случай. Иду по ступеням нашего славного парламента (еще в южной столице дело, кажись, было) с достаточно угрюмым настроением. Соответственно, глаза и взгляд направлены вниз, хотя поднимаюсь вверх. Печальную тишину вдруг нарушил стук каблучков. Не каблуков, а именно женских каблучков - их сложно с чем-то перепутать.
Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть Кто в Казахстане", специально для Vласти
Вспомнился случай. Иду по ступеням нашего славного парламента (еще в южной столице дело, кажись, было) с достаточно угрюмым настроением. Соответственно, глаза и взгляд направлены вниз, хотя поднимаюсь вверх. Печальную тишину вдруг нарушил стук каблучков. Не каблуков, а именно женских каблучков - их сложно с чем-то перепутать.
Постепенно в поле зрения (0-45%, начиная от пола) медленно вплывают туфли на шпильках, идущие навстречу. Через какое-то время показываются достаточно стройные ноги, прикрытые юбкой чуть выше колена. Затем - раскачивающиеся при ходьбе бедра, плавно переходящие в узкую талию, которая естественным путем переходит в грудь. И тут в поле зрения попадается депутатский значок. И - бамс! - все первоначальное впечатление тут же пропадает. Хотя где-то мелькнула и пропала мысль "А ведь могут, когда захотят"... К чему я это?
В нашей казахстанской политике есть практически все. Суровые политические баталии, хоть и закулисные, но суровые. Информационные войны. Битвы за активы, за вышки и скважины. Взлеты и падения. Периодические побеги за кордон с положенным сеансом истеричного разоблачения. Монотонная пропаганда и экзальтированное оппонирование. Заговоры и сплетни. Ну, в общем, практически все. Даже пара обязательных шутов с депутатскими значками. Но вот чего-то все-таки не хватает.
Не хватает женственности. Хотя нет, не совсем правильно. С точки зрения гендерного представительства (прошу прощения за выражение), женщин в политике много - красивых, умных, талантливых, интересных. Они могут руководить, выступать, поддерживать, протестовать и даже местами петь. Но это не совсем то. Как-то с коллегами смотрели заседание нижней палаты одного из прошлых созывов. Там выступала женщина-депутат с крупным управленческим опытом. И было видно, как тяжело ей говорить без определенного набора деепричастных оборотов и наречий. Она закашливалась, злилась, но упорно пыталась соблюдать парламентский этикет. Я что-то сострил по ее поводу, а товарищ заметил: "Ты просто ее коллегу с Семска не видел. На ее фоне это еще снегурочка".
Нет, не хочу обидеть казахстанских женщин-политиков и чиновников. Среди них есть много светлых голов (в переносном смысле, конечно). Но... Давайте откровенно посмотрим на портретную галерею. Ассоциативный ряд - навскидку - мудрость, обаяние, семейные ценности, толерантность, деловые способности, шарм, стойкость, готовность к борьбе и баррикадам, экзальтированность, хитрость (даже коварство), исполнительность, инициативность, важность, достаток, красота (естественно). Но в этом списке явно нет сексапильности (про сексуальность я вообще молчу). Обилие харизматичных (и не очень) мужчин с вкраплением определенного числа соответствующих женщин.
Вот, в Украине есть Юлия Тимошенко и Femen. В России - несколько девочек-депутаток, которые и в мужских журналах фотосессии делали, и ушки смешно показывают на пленарке. Ну, и еще та девушка, что выступала на митинге оппозиции. Имя ее не сохранилось, но обсуждений - от прически до искорки в глазах - было больше, чем сути самого митинга. А у нас?.. Глазу не за что зацепиться. В околополитической прессе есть, в экспертном сообществе есть, в неправительственном секторе есть. А в "живой" политике нет. Причем, как бы сексуальные скандалы случаются (в 90-е помнится была мода на подпольные фото и видео), но настолько убогие, что даже вспоминать неприятно.
Политический процесс и абсолютное большинство его участников производят унылое и скучное, даже асексуальное впечатление. Соответствующая харизма у некоторых вроде как есть, но направленная не на противоположный пол, а на - прости, господи - определенную электоральную нишу. И сопереживать сложно, и полюбоваться не на кого. Не чувствуется свежести, молодости, обаяния. Напротив, в моду входит типаж обиженного или восхваляющего бурчащего бесполового хомячка (с портфелем или пока только с желанием оный заполучить), с массой комплексов и унылым выражением лица. В Казахстане политика и управление все больше превращается в бессмысленный процесс, усугубленный серьезно-унылым выражением лиц и строгим дресс-кодом. Пропал даже прежний эпатаж отдельных как когда-то казалось неординарных фигур. Точнее не пропал, а превратился в опостылевшую игру, в заезженный образ.
Несколько лет назад, а может и целых лет десять назад (как время летит) в Национальном пресс-клубе было очень важное выступление, кажется, лидеров оппозиции. То ли по электоральной тематике, то ли по поводу очередного объединения, то ли раскола (в конце концов, поводов у них вроде больше особо не бывает). За столом - длинный ряд крупно-весовых ораторов. В зале - толпа журналистов, фотографов, политологов, дипломатов, активистов - пушинке негде упасть. Ораторы вещают, зал напряженно слушает, готовит вопросы, пытается сделать хороший кадр.
На подоконнике сидела, закинув ногу на ногу, симпатичная девушка с диктофоном и блокнотом. В какой-то момент она начала менять ноги местами и попала под солнечный луч, пробивавшийся из-за окна. И все стоявшие вокруг коллеги вдруг зафиксировали: когда одна нога легким круговым движением пошла вверх и слегка приподняла край юбки, из-под нее мелькнула кромка черных чулков, за которой сверкнула белизна кожи, пересеченная уходившей вверх тонкой полоской. Это зрелище-действо длилось всего мгновенье, но политическая ситуация в прилегающем к окну районе изменилась кардинально.
Никто не смотрел и не слушал ораторов: все видимые вокруг глаза были прикованы к девушке, точнее к ее ноге. Легкое перешептывание - информация пошла в массы - и все больше народу стало переводить взгляд. В какой-то момент ораторы начали чувствовать, что зал стал терять к ним интерес. В голосах появилась легкая растерянность, некоторые постарались ужесточить тональность антиправительственных лозунгов, но внимания это не вернуло.
Девушка, причем, была единственной, кто слушал выступавших, и даже не заметила тот ажиотаж, который произвело ее действо на окружающих. Апофеозом стала беседа на ступеньках пресс-клуба. Два видных журналиста (лауреаты премий и обладатели званий), сидевших в первом ряду, вышли на Фурманова и закурили, проводив мечтательным взглядом ту самую девушку. Один из них затянулся сигаретой и рассеянно спросил у второго: "Ты, кстати, не в курсе, о чем была сегодняшняя прессуха?"
В конце концов, в жизни есть вещи действительно интересные и красивые. Жалко, что в "большом серьезном мире", устав от повторяющихся выступлений, законов, указов, инициатив, нельзя просто завернуть за угол и встретить...