На власти в моногородах лежит особая ответственность, ведь ее задача «максимум» — убрать из определения города приставку «моно-». Или, в лучшем случае, снизить ее влияние на жизнь горожан. Однако пока руководство проблемных населенных пунктов занимается, главным образом, личным обогащением.
«Акима Аркалыка обвинили в служебном подлоге почти на 18 миллионов тенге», — новости с таким заголовком появились на лентах информационных агентств в июне 2014 года. 36-летний Газиз Бекмухамедов был назначен на должность градоначальника ровно год назад. И именно тогда творческая группа Vласти отправилась в город с 28-тысячным населением, чтобы рассказать о том, как в нем живется в преддверии реализации амбициозной программы развития моногородов.
На момент нашего общения с новоиспеченным главой города Бекмухамедов находился в кресле акима всего вторую неделю. Очевидно, только этим и можно объяснить то, что беседа с ним происходила в присутствии большей части его заместителей и помощников. Его пока еще скромные познания о жизни города не позволяли ему уверенно отвечать на все наши вопросы, однако были все же моменты, когда голос Бекмухамедова заметно набирал силу. С воодушевлением и внутренней гордостью он, например, рассказывал о том, как успешно сдал тестирование в корпус «А» государственных служащих.
Да, чиновник, обвиняющийся в присвоении 17,9 миллионов тенге, был зачислен в элитный кадровый резерв страны. Символично, что во время собеседования в ревизионной комиссии Бекмухамедов среди прочего отвечал на вопрос о том, какие нововведения он применял на прошлом месте своей работы.
Финансовая полиция выяснила, что никаких новшеств во время своей работы заместителем руководителя управления энергетики и ЖКХ акимата Костанайской области он не внедрял. Напротив, действовал по вполне типичной схеме — подписал акт о выполнении работ по строительству газораспределительных сетей в Рудном, когда проектно-сметная документация проекта не разработана до сих пор.
Нужно сказать, что сотрудники акимата, с которыми удалось побеседовать Vласти год назад, возлагали немалые надежды на нового акима, отзываясь о нем исключительно как о «крепком хозяйственнике». Такой бы, согласитесь, не помешал городу, в котором по-прежнему отсутствует центральное газоснабжение и горячее водоснабжение, а также ждет своего сноса сотня разрушенных многоэтажных жилых домов...
Как известно, жизнь в других отечественных моногородах также оставляет желать лучшего и, к сожалению, уровень честности местных чиновников позволяет поставить их в один ряд с подозреваемым в подлоге Бекмухамедовым. Например, предприимчивый начальник отдела строительства акимата Экибастуза подписал акт о приемке выполненных работ по реконструкции систем водоснабжения и водоответвления поселка Шидерты. Системы, как водится, были реконструированы не в полном объеме, а в кармане у чиновника, несмотря на это, оказалось 704 миллиона тенге бюджетных средств.
В это время не отставали от своего коллеги и сотрудники отдела финансов акимата Экибастуза. Главный специалист отдела вместе со своими единомышленниками организовал схему хищения государственного имущества. Государственные квартиры акиматовские финансисты получали, подделывая и используя поддельные решения акимата о легализации недвижимости. Организованной преступной группировке грозит от 12 до 20 лет лишения свободы, сообщала финансовая полиция.
Характеристика «крепкого хозяйственника» едва ли применима и к бывшему акиму города Сарани Виктору Иванову. Будучи председателем государственной приемочной комиссии, он в свое время одобрил ввод в эксплуатацию рухнувшего дома в карагандинской «Бесобе». Примечательно, что даже после установления судом виновности Иванова, за него заступалась не только адвокат, но и внушительная делегация от городского маслихата, совета ветеранов и Саранского филиала партии «Нур Отан». В особую заслугу чиновнику ставилось и то, что он не скрывается от следствия и не препятствует расследованию. В результате, осужденный за халатность Иванов был благополучно амнистирован, а через два года у нас есть все шансы вновь увидеть его на какой-нибудь ответственной государственной должности.
От правосудия чуть не ушел и бывший аким другого известного моногорода — Жанаозена. В конце 2012 года к своему логическому завершению подошла история Орака Сарбопеева, который был приговорен к 10 годам заключения с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Суд согласился с генеральным прокурором Асхатом Даулбаевым, который посчитал, что действия Сарбопеева и его предшественника на этом посту способствовали нарастанию социальной напряженности в городе, которое вылилось во всем известные события.
Вся жизнь чиновничества моногородов, как правило, вертится вокруг мелких или даже мелочных интересов. Например, сотрудник акимата Курчатова «пострадал» всего за 300 тыс. тенге. Именно столько он посчитал необходимым потребовать у местного птицевода, пришедшего в акимат за кредитом в размере 3 млн. тенге.
Начальник отдела образования города Рудный оказался смекалистее своего коллеги из Курчатова. Он на протяжении целых шести лет искусственно увеличивал продолжительность дня своего подчиненного и вносил искаженные сведения в табели учета рабочего времени. Благодаря такой нехитрой методе семейный бюджет городского чиновника пополнился на 805 тыс. тенге.
Наконец, руководитель отдела физической культуры и спорта города Аксу выручил на службе у государства (дополнительно к собственной зарплате) 1,2 млн. тенге. Деньги, как выяснилось, предназначались местным хоккеистам, которым требовалось обновить экипировку. Однако, несмотря на то, что спортсмены, вероятно, так и остались без новой формы, сам чиновник может беспрепятственно наслаждаться хоккеем и другими радостями жизнь — суд назначил ему два года условно.
Газиз Бекмухамедов сейчас вряд ли наслаждается жизнью. Как, впрочем, и жители 27 казахстанских моногородов. Особенно тяжело, скорее всего, приходится тем, на кого государство повесило ярлык моногорода «с низким потенциалом развития». Бекмухамедов в интервью нам говорил, что главный актив Аркалыка — это люди. И в этом с градоначальником трудно не согласится. В условиях, когда на представителей власти в моногородах надежды все меньше, только население сможет рано или поздно улучшить собственные условия жизни так, чтобы впредь не попадать в государственные программы антикризисного толка.