Ни одна из отечественных картин не попала в лонг-лист картин, претендующих на получение заветной статуэтки. Кинокритик Карим Кадырбаев продолжает искать логику в принципе выдвижения казахстанских картин на премию Оскар. И в целом рассуждает о непростом выборе, который стоит перед режиссерами: снимать то, что понравится властям или честное кино для души.
На прошлой неделе в сети был опубликован лонг-лист картин, претендующих на получение премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Вопреки моим (и большинства моих коллег) прогнозам картина Эмира Байгазина «Уроки гармонии» не попала в этот список, более того Казахстан в этом году вообще не был представлен ни одной из вышедших в 2014 году картин. Официального заявления ни от киностудии «Казахфильм», ни от председателя казахстанского «оскаровского» комитета Сатыбалды Нарымбетова в прессе не было. Можно ли считать, что Казахстан официально выбыл из грядущей «оскаровской» гонки и если да, то почему? На эти вопросы я попытаюсь ответить ниже.
Ежегодно перед многими казахстанскими кинематографистами встает дилемма: делать кино честное или идеологически правильное. Идеологически правильное кино снимать безопаснее, да и благодарные зрители (неважно, будет ли это семь человек или пара миллионов) обязательно похвалят и произнесут сакраментальное «Наш цветущий Казахстан». Идеологически правильное кино должно открываться цитатой первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, полетом беркута в безоблачном небе над бескрайней степью Заилийского Алатау, а заканчиваться видами летней Астаны и отблеском солнечного луча от вершины «Байтерека» и желательно еще одной цитатой все того же президента.
Правда, снимать такое кино творческой душе (если она, действительно, творческая) противно и, как правило, заканчиваются подобные творения грандиозным количеством выпитого коньяка и стыдливым взглядом в пол при виде коллег.
Съемки же честного фильма всегда сопряжены с риском, начиная от риска не найти бюджет, заканчивая риском, что твой фильм увидят все, кроме казахстанских зрителей. Байгазин снял кино предельно честное и как ни странно, препятствий на его пути было гораздо меньше, чем у предыдущего казахстанского триумфатора мировых кинофестивалей – картины «Тюльпан» Сергея Дворцевого. Неприятности у картины начались именно в тот момент, когда казахстанцы возмутились, что фильм, прославляющий страну на весь мир, видели везде, кроме Казахстана. Прокат «Уроков гармонии» переносился неоднократно и что же в конечном итоге? Двухнедельный показ картины в двух (!) кинотеатрах страны по одному сеансу в день.
Разговоров было много и главной причиной того, что государственная киностудия фактически слила свою единственную достойную картину в прокате, называли то, что в ней содержались сцены, порочащие наши доблестные правоохранительные органы. И есть подозрение, что именно поэтому «Уроки гармонии» в этом году не были представлены на соискание премии американской киноакадемии.
Довольно странная попытка не выносить сор из избы, учитывая, что фильм уже успели показать на десятках мировых кинофестивалей. С другой стороны все закономерно, ведь фестивальным кинематографом интересуется относительно небольшая прослойка киноманов, а вот «Оскар» привлекает к себе внимание куда большего количества зрителей и если бы вдруг «Уроки гармонии» попали в список номинантов или одержали победу, Казахстан мог бы предстать в весьма невыгодном свете во всем мире.
Учитывая то, насколько сейчас государству необходимо создать имидж процветающей страны в преддверии «EXPO-2017» и борьбы за право поведения Олимпиады-2022, объем производства честного кино и участия Казахстана на международных кинофорумах может существенно сократиться.
Впрочем, пока причин для паники нет. Вполне возможно, что в ближайшее время казахстанский «оскаровский» комитет все-таки выдвинет кандидата от нашей страны на соискание премии американской киноакадемии. Правда, есть риск, что этим кандидатом станет фильм «Путь лидера», но это уже никого не интересующие нюансы.