“Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи… Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи».
Аскар Аукенов, журналист, специально для Vласти
“Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи… Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи».
Данная цитата из бессмертного произведения, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит для характеристики ситуации, в которой сегодня находится отечественное школьное образование. Стоны действительно слышны постоянно – и от многострадальных детей, и от их обеспокоенных родителей. Благо, теперь начались долгие летние каникулы, и на какое-то время о проблемах можно позабыть.
Если попытаться создать собирательный портрет средней школы, исходя даже только из моих личных наблюдений отца 7-классницы и рассказов знакомых, картина получится, если не апокалиптическая, то фантасмагорическая уж точно.
Каждое лето мамы и папы с замиранием сердца ожидают – какие новые правила ношения школьной формы им объявят. К счастью, прошло то кошмарное время, когда Минобру вздумалось установить для каждой школы отдельный цвет формы, и родители, не успевшие подсуетиться и выстоять в определенный день километровую очередь в единственном магазине фирмы “Сымбат”, получившей госзаказ на пошив, с сумасшедшими глазами рыскали по барахолкам в поисках ткани редкого кирпичного окраса и пытались смастерить искомое собственными усилиями.
Нынче от моего ребенка требуется соблюдать всего лишь простое как “жи-ши” сочетание – белый верх/темно-синий низ. Казалось бы, чего проще? Ан нет, через неделю после начала занятий в дневнике появилось красно-жирное замечание: “Белая блузка имеет заметный голубой оттенок, что недопустимо для ношения в школу”. А можно, пока синий низ находится в стирке, разок надеть темно-серый? Даже не думайте об этом. Если вы, конечно, желаете своему чаду добра.
Ок, идем дальше. Когда 1 сентября вы пришли в школу, то с удивлением заметили на плакате, висящем над входом, рядом с портретом казахского просветителя, улыбающийся лик сынули начальника районного отдела образования, с кем посчастливилось учиться вашему ребенку, и надпись - “Это будущее нашей страны!” Вы входите в здание через парадный вход – в первый и последний раз в учебном году. В этот же день широкие двери наглухо запрут, а на занятия дети будут ходить не через аллейку и красивое парадное крыльцо, а со двора с помойными баками. Почему? Потому что нельзя эту красоту марать и затаптывать. Забыл - иногда двери будут приветливо распахиваться перед проверяющими комиссиями из районо или акимата.
С самого начала детям популярно объясняют, что на переменах в коридорах без дела находиться запрещено, к стенам прислоняться и бегать нельзя, на обед ходить следует строем, а римского прокуратора называть игемон. Впрочем, надзи… то есть учителей тоже можно понять. Под 50 человек в каждом классе – это ж как надо стараться, чтобы за всеми уследить. Вот и не следят. Например, зимой, в самый лютый мороз, не раз был свидетелем, как дежурящие ученики выносят пластиковые баки с мусором на помойку в одних рубашках и блузках, выходя прямо навстречу воспалению легких из той страшной жары, которую зачем-то устраивают в школах.
Речи о том, чтобы донести знания до каждого, разумеется, вообще не идет. Во всяком случае, пока не будет реализована пара-тройка программ вроде “100 школ”. Классный руководитель вам никогда не позвонит, чтобы обсудить какие-то тонкости в процессе усвоения знаний или в поведении вашего ребенка. И вы “второй маме” тоже позвонить не сможете – потому что номера своих телефонов наставники родителям нынче не дают - секретная информация. А ну как начнете беспокоить, выспрашивать – почему то, да отчего се. Она же не суперкомпьютер, чтобы о вашем сокровище помнить.
Тем не менее, учить как-то надо, показатели давать. Главное, как можно быстрее определиться – вот эти двое у нас идут на “алтын белги”, эти пятеро будут резервом, эти – твердыми хорошистами, а остальные - уж извините, генами не вышли. Пусть вас не вводит в заблуждение строгая дисциплина – от учебы ваш ребенок точно не перенапряжется. Сегодня у них праздник птиц, в среду – экскурсия, следующую неделю они репетируют концерт к Наурызу, а там и пробное ЕНТ подоспело.
Главным предметом будет рукоделие – всей семьей до поздней ночи будете вязать и вышивать крестиком, либо стругать и клеить. Второстепенные предметы, как-то математика или английский иногда тоже будут. Но часто учителя именно по этим дисциплинам будут ездить на специализации, конференции, а то и просто болеть. И подменять их никто на это время не станет. Так что дети частенько будут отдыхать в пустых классах и гонять в “ангри бердз” на мобильниках. Что-то не устраивает? Метите в Эйнштейны и Кюри? Ради Бога – нанимайте по 4-5 репетиторов.
Но одно вам железно гарантировано – на протяжении всей учебы, из класса в класс, ваш ребенок будЕт готовится к ЕНТ. Мало занятий? Ученик что-то не понял? У него есть свое мнение на тему “лишнего человека”? Ерунда, пусть зубрит правильные ответы, и все будет пучком. Знаете, как говорят футболисты? Лучшая тренировка – это игра. Поэтому к делу: вариант – галочка, вариант – галочка. Или крестик…
ЕНТ – это объективность. ЕНТ – это прозрачность и борьба с коррупцией. ЕНТ – это конвейер по выращиванию среднестатистических, в меру развитых казахстанцев.
Хотя у меня лично возникает вопрос – а нужна ли такая объективность? Нет ли здесь подмены понятий? Не стоит ли за этим в данном случае обыкновенное желание максимально упростить процесс и, как сейчас модно говорить, “не париться”? Когда на работу в редакцию приходит устраиваться журналист и, что естественно, интересуется, как и в каких размерах будет осуществляться оплата, мы честно отвечаем: “субъективно”. Потому что нельзя механически оценивать материалы по количеству строк и числу изложенных фактов.
Так, мне думается, должно быть и в случае с оценкой знаний, потенциала, способности мыслить и анализировать. Кто-то удачно вызубрил ответ из учебника, а кто-то глубоко понимает предмет. При сдаче экзамена “вживую” преподаватель всегда может задать дополнительный вопрос способному, но элементарно невыспавшемуся или перенервничавшему ученику. Как может спросить больше у счастливчика, которому выпал единственный выученный билет, чтобы выяснить истинный уровень знаний. Он знает этих ребят, потому что он УЧИЛ их, беседовал с ними, даже спорил. Система ЕНТ никого не знает. По сути, ей одинаково наплевать на всех.
Прозрачность? Не смешите мои тапочки. Мне известен случай, когда после тестирования в 5 (!) классе, на следующий день оставили заново переписывать тест троих детей - дочь подруги классного руководителя, отпрыска бизнесмена, отремонтировавшего кабинет, и девочку, чьи родители задаривают учителей по всякому поводу. Официальная причина – некий технический сбой. В итоге все трое получили близкий к максимальному результат. И таких фактов множество. Ни для кого не секрет, что правильные результаты тупо продаются. Все помнят, как в прошлом году сразу с десяток выпускников одной из районных школ на юге страны оказались гениями. И это притом, что сдача ЕНТ постепенно превращается в некое подобие операции спецслужб – с закрытым режимом, присутствием сотрудников КНБ и глушением мобильных устройств. Помилуйте, люди добрые, мы на экзамене или на допросе?
Между тем, на недавнем “круглом столе”, признав наличие проблем, эксперты от образования вновь дружно сошлись на том, что альтернативы ЕНТ нет, хотя механизм требует доработки. В народе же давно поняли, что эта сфера просто стала очередной кормушкой для около образовательных лиц и структур. Почему только заложниками чьей-то выгоды должны быть наши дети?
Кстати, многие из моих знакомых всерьез рассматривают перспективу обучения детей на дому, что когда-то было достаточно традиционным в среде интеллигенции. К сожалению, однако, не все могут себе позволить частный лицей или домашних гувернеров. А потому большинству ребятишек по-прежнему придется идти строем в единообразное будущее.