Известный юрист Роман Подопригора описал для Vласти феномен "шлагбаумности" сознания многих наших сограждан и организаций. Случай из судебной практики, но интересен своей типичностью. И хотя, как пишет Роман, "граждане Казахстана обязаны соблюдать законы, а не знать их", но, увы, в жизни уходящий поезд чаще важнее, чем отстаивание права. Страшнее же всего государственные "шлагбаумы", основанные на гипертрофированной безопасности и госинтересах, как будто люди, перед которыми эти шлагбаумы устанавливаются, не попадают в круг этих интересов.
Роман Подопригора, доктор юридических наук, специально для Vласти
Первый раз предпринимателю повезло, когда в составе купленного имущественного комплекса (склады, подстанция, транспорт, земельный участок) оказалась дорога: не магистраль, конечно, так себе сельская дорога протяженностью около 3 км. Зато единственная в этих местах.
Причем, у прежнего собственника было обременение: он не должен был препятствовать проезду по дороге, поскольку дороги, по принципу, должны быть для всех. Платные дороги, мы не обсуждаем, это исключение из принципа.
Второй раз предпринимателю повезло при оформлении документов: про обременения забыли - умышленно или случайно, сейчас уже не докажешь. Может, и не было никакого везения, а был продуманный ход. Тем более что народ в тех краях не успевал привыкать к смене чиновников, привлекаемых к ответственности за коррупционные правонарушения.
В третий раз предпринимателю вновь повезло, и это был уже абсолютно козырной фарт... Когда выяснилось, что по этой дороге со складов и на склады возят грузы серьезные компании.
Что делает нормальный хозяин со своим имуществом: он его приводит в порядок, ремонтирует, бережет. Но дорога это ведь непростое имущество. Особенно с точки зрения предпринимательства. Это беспроигрышный бизнес. Она может приносить доход и без всякого ремонта, пока по ней можно передвигаться. Можно предположить, что несколько лет предприниматель сомневался, а действительно ли он абсолютный хозяин дороги, и никаких действий не предпринимал: ни в связи с ремонтом, ни в связи с публичной демонстрацией того, кто хозяин дороги.
Но видимо кризисные явления добрались и до нашего предпринимателя. В ответ на кризис было принято сногсшибательно умильное своей логичностью и простотой решение - поставить шлагбаум. А за то чтобы его подняли, надо заплатить.
Не будем сильно обвинять предпринимателя. Многие из нас, оказавшись на его месте, вряд ли бы заглянули в закон или задумались бы об общественной значимости объекта. Мужчину, несколько лет следившего за чужой (с его формальной точки зрения) заброшенной взлетно-посадочной полосой в России на которую в 2010 г. сел аварийный самолет называют героем.
А сейчас речь не о героях – об обычных людях. Тем более что вроде как предприниматель и не виноват. У него на руках имелось решение государственного органа, предоставившего земельный участок с дорогой. А про то, что решение противоречит закону, поскольку дороги общего пользования, равно как земельный участок, занимаемый им, и не может передаваться в частную собственность, он знать не обязан. Однако граждане Казахстана обязаны соблюдать законы, а не знать их.
Но серьезные компании такой подход не устроил. Они ведь тоже предприниматели: вынужденный простой, неполученная прибыль из-за закрытого проезда. Заплатить для них не проблема: деньги есть. Но обидно, десятилетиями ездили беспрепятственно, и вдруг шлагбаум.
Переговоры с предпринимателем ни к чему не привели. Государственный орган тоже отказался самостоятельно изменить свой акт о предоставлении земельного участка. Это современная мода: государственные органы не хотят признаваться в незаконности своих решений, отправляют в суд. Потом всегда можно сказать: это сложный юридический вопрос, у нас до сих пор своя точка зрения, но мы вынуждены выполнять решение суда.
Суд разобрался в деле. Предприниматель проиграл. Шлагбаум придется убирать. Но это всего лишь частная победа. Шлагбаумы продолжают выставлять по всей стране: привилегированные парковки у магазинов и ресторанов, вход в различные учреждения, доступ к местам общего пользования.
Свежее наблюдение: вокзал Алматы 1, отправление поездов: люди тянутся с тяжеленными сумками к эскалатору, чтобы пройти на второй или третий путь. Перед ними вырастает шлагбаум, в этот раз, в образе сотрудника вокзала. Оказывается, с тяжелыми сумками на эскалатор нельзя. То есть, эскалатор, по мнению администрации, это скорее красивый декоративный элемент здания, чем устройство, помогающее людям. И только эстетические соображения не позволили поставить «бьющее дерево» («Schlag» в немецком языке означает «удар», а «Baum» - «дерево»).
Каждый из нас может привести сотни примеров шлагбаумизации из собственного опыта. Где-то понять людей можно: никто не хочет, чтобы детская площадка превращалась в парковку. Но чаще шлагбаум в его самых различных проявлениях это некая демонстрация собственного превосходства, форма самоутверждения, проявление безразличия и к правовым нормам, и к неформальным правилам поведения.
Про государственные шлагбаумы вообще страшно рассуждать: там все основывается на какой-то гипертрофированной безопасности и государственных интересах, как будто люди, перед которыми эти шлагбаумы устанавливаются, не попадают в круг этих интересов.
И ведь неясно, как бороться с «шлагбаумами». Не пойдешь же каждый раз в суд. Пока будешь сражаться за вход на эскалатор, поезд уйдет. Это только абстрактно отстаивание права важней, чем уходящий поезд. Надежда одна: на изменение «шлагбаумного сознания». Но что-то подсказывает, что изменения придется ждать долго.