На днях я побывала в одном из самых претенциозных мест нашего города, где состоятельные горожане проводят свой досуг. Я занимаюсь разработкой бизнес-тренингов, и у меня была назначена встреча с владельцем этого заведения. В качестве клиента посещать подобные места мне не по карману, поэтому, конечно, было интересно посмотреть, как там все устроено.
Екатерина Баркова, журналист, бизнес-тренер, специально для Vласти
Вы должны любить своих людей больше, чем свою должность.
Дж.Максвелл
На днях я побывала в одном из самых претенциозных мест нашего города, где состоятельные горожане проводят свой досуг. Я занимаюсь разработкой бизнес-тренингов, и у меня была назначена встреча с владельцем этого заведения. В качестве клиента посещать подобные места мне не по карману, поэтому, конечно, было интересно посмотреть, как там все устроено.
Мягкие ковры в окружении мрамора меня не смутили, а вот отсутствие вешалки для одежды в приемной директора очень удивило. Пришлось оставить пальто на спинке стула секретаря.
Директор поставил передо мной основную задачу – повышение продаж и уровня работы менеджеров, обслуживающих дорогих (в буквальном смысле этого слова) клиентов. Претензий к сотрудникам было много, и главная – что те занимаются своей работой без особого рвения. «Их интересует только зарплата, а не служение людям», - посетовал директор, поигрывая дорогими наручными часами. Признаюсь, словосочетание «служение людям» меня зацепило, так как я встречала его в духовных практиках и наивно порадовалась, что есть бизнесмены, которые так продвинуто относятся к делу.
Однако все оказалось гораздо более приземленным. В разговоре выяснилось, что в компании нет системы мотивации сотрудников, социального пакета и корпоративной культуры. При этом пакет услуг, который продают сотрудники, стоит гораздо больше их заработка. Думаю, не нужно быть большим специалистом в бизнесе, чтобы понять, почему в таких условиях сотрудники не хотят с радостью «служить людям», а просто отрабатывают свою зарплату.
И ведь это не единственная компания с подобным подходом к людям. Однажды, например, у меня был запрос от очень известной сети книжных магазинов. Я сама регулярно покупаю и заказываю там книги, и их менеджеры производят исключительно благоприятное впечатление – и помогут, и подскажут, и улыбнутся. А вот у руководства к ним претензии – продажи, мол, низкие из-за того, что менеджеры не общаются с клиентом по телефону, а отвлекаются, чтобы найти в базе нужную книгу. Меня попросили провести тренинг, чтобы научить их совмещать работу за компьютером и светскую беседу с клиентом. Этакий Юлий Цезарь на окладе.
Мне вот интересно, подобные руководители действительно верят, что за успешность их бизнеса ответственен кто-то другой? Рядовой сотрудник, который просто выполняет свою работу, или привлеченный специалист, который знает «чудодейственное» средство, чтобы все бизнес-процессы сами собой заработали.
В 2009 году, например, я сама была управленцем в то время, когда грянул кризис. Естественно, наши продажи упали, потому что покупательная способность людей снизилась, а цены поставщиков возросли. И я могла хоть розгами сечь своих сейлзов, чтобы они лучше обслуживали клиентов, но повысить продажи в сложившихся условиях было просто не в их силах. Нам с владельцем бизнеса пришлось сесть и продумать стратегию, как работать дальше. И мало продумать – потом еще донести ее до своих сотрудников, и мотивировать их, чтобы они не боялись быть уволенными за «плохую» работу.
Мне кажется, работа управленца в том и состоит, чтобы управлять – направлять ход, движение людей и процессов (прим. – словарь С.Ожегова). Руководитель – это своего рода «творец», он создает и организовывает некое пространство, в котором другие люди могут работать. И его задача – сделать это рабочее пространство действительно рабочим и комфортным для своих людей. При этом быть честным с самим собой и не прикрываться высокими словами. Бизнес есть бизнес: хочешь денег – вложи в него деньги, хочешь больших денег – вложи в него душу.
В духовных практиках «служение людям» означает проявление заботы и сострадания по отношению к ним. Мне кажется, в применении к бизнесу – это забота в первую очередь о тех, кто работает на тебя и приносит тебе верный кусок хлеба.
И еще о заботе. Вешалка в приемной – очень удобная штука.