В конце мая председатель правления Халык банка Умут Шаяхметова, отвечая на вопрос Vласти о возможном увеличении объема просроченных кредитов, упомянула, что из-за проблем в зерновом секторе в прошлом году, портфель просрочек по кредитам в их банке увеличился сразу на 5%. И хотя она заметила, что банк больше не понесет издержек от кредитования отраслевых предприятий, все же выразила беспокойство о повторении аналогичных событий в 2015 году.
Статистическая фикция
В прошлом году многие зерновики оказались в трудном экономическом положении по причине погодных условий. Из-за продолжительных и интенсивных осадков, влажность убранного зерна составила 30% при норме в 14%. Это сказалось на объемах пригодного для реализации урожая, и многие производители еще до начала сбора урожая заявили, что выполняют её в последний раз.
Отраслевые эксперты прогнозировали, что собранный объем пшеницы должен составить 11,5 млн. тонн, тогда как в министерстве сельского хозяйства озвучивали цифру в 17,6 млн. тонн. Фактический же объем собранной пшеницы составил 12,9 млн. тонн. Именно из-за неё сократилось общее количество собранных зерновых культур на 5,9% - до 17,16 млн. тонн.
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» в ответ на запрос Vласти рассказали, что официальные и реальные данные о собранных объемах урожая не сходились изначально. «От сельхозтоваропроизводителей практически всех регионов поступали жалобы о принуждении со стороны местных исполнительных органов к сдаче фиктивной отчетности о полном завершении уборки, данных об урожайности и качестве зерновых культур», - отметили в НПП.
После выявления нарушений было проведено альтернативное исследование, которое показало, что фактическая уборка урожая в Северо-Казахстанской области составила 50% против 87%, которые в своих отчетах указывали местные исполнительные органы. По сведениям НПП, представитель отраслевого предприятия «АгростарГрэйн» подтвердила информацию о подтасовке информации со стороны местных исполнительных органов и дочерних структур РГП «КазГидроМет».
По причине этого статистического искажения разные структуры поднимали вопрос о созыве госкомиссии для введения режима чрезвычайной ситуации в основных зерносеющих регионах. Они ожидали массового неисполнения обязательств со стороны предприятий перед банками второго уровня и «НУХ «КазАгро». Наряду с этим, многие компании, прошедшие процедуру финоздоровления в рамах программы Агробизнес 2020, недополучили ожидаемую выручку, что стало причиной другой волны просрочек и, в конечном итоге, исключения из программы.
После этого банки, традиционно финансирующие зерновую отрасль, выразили сомнение относительно кредитования весенних полевых работ в 2015 году. Ситуацию осложнило и то, что часть предприятий, которую принуждали подписывать фиктивные акты с завышенными результатами сбора урожая, не получила льготного кредитования. Одним из них, по словам НПП, стало ТОО «Граниковское». Акимат Акмолинской области обвинил его в нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и отказал в фондировании.
В довесок на положении предприятий сказывалось и несовершенство системы обязательного страхования. Сейчас они вносят лишь минимальный платеж, который помогает им избежать штрафных санкций. Но при наступлении страховых случаев, производители не могут получить какую-либо компенсацию.
Чтобы разрядить обстановку в НПП предложили ряд мер, которые включали пролонгацию программы финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей, рефинансирование банковских кредитов, фондирование банков и субсидирование ставки вознаграждения. В итоге, как утверждают в палате, госорганами была одобрена только пролонгация.
Банкротства повторятся
В текущем году к прошлогодним проблемам добавились весенние паводки в ряде регионов и затяжная посевная кампания, проведенная позднее обычного срока из-за обильных проливных дождей. По причине этого сельхозтоваропроизводители были вынуждены незначительно уменьшить посевы под пшеницу с их частичной заменой ячменем и льном.
Впрочем, несмотря на одобрение только одной меры по поддержке зерновой отрасли, ситуация с финансовыми средствами в этом году обстоит лучше. Объемы пролонгированной программы финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей была увеличена с 300 до 500 млрд тенге. Кроме того, «КазАгро» получило бюджетный кредит в 60 млрд тенге, 7,5 млрд тенге из которых были направлены в Аграрную кредитную корпорацию, 17,5 млрд тенге – в Продкорпорацию, а 35 млрд – в различные финансовые институты. Если учитывать объем внебюджетных средств КазАгро, то сумма финансирования субъектов АПК на этот год составляет 97 млрд тенге.
Все вопросы обеспечения фермеров кредитными средствами находятся на контроле НПП, заверяют в организации. С одной из проблем они уже столкнулись, когда получили множество обращений сельхозпроизводителей Акмолинской области о столкновении с административными барьерами при получении кредитных гарантий от социально-предпринимательской корпорации «Есиль».
На эти цели в этом году компания получила 5 млрд тенге. «СПК «Есиль» успел выдать необеспеченные кредиты на сумму около 2 млрд тенге, после чего стал требовать залоговое обеспечение с других сельхозпроизводителей и отказывать им в предоставлении гарантий на кредит для выполнения весенне-полевых работ. Сотрудникам НПП удалось решить ситуацию, заявки оставшихся производителей на сегодняшний день полностью одобрены.
В целом, у НПП оптимистичные ожидания по сбору зерна в этом году - благоприятные погодные условия позволили июньским всходам по объему догнать майский посев. А прогноз на осень, в случае хорошей погоды, во всем мире остается благоприятным. По последним данным сельскохозяйственного департамента США, ожидания по сбору пшеницы в Казахстане в 2015 году повышены с 12,5 млн. тонн до 13,5 млн. тонн.
В Продкорпорации Vласти пояснили, что если фермеры обработают посевы препаратами, ускоряющими рост и созревание растений до начала дождей в период ранней осени, а также применят раздельный способ уборки зерна, «сельхозпроизводители могут рассчитывать на хороший урожай».
Тем не менее, руководитель Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов не стал исключать слабой урожайности в случае плохих погодных условий, и отметил, что, несмотря на отсутствие сиюминутного дефицита ликвидности в зерновой отрасли, нестабильные предприятия все еще продолжают свою работу.
«Все, кто испытывал сложности в прошлом году, в конечном итоге обанкротились. Это порядка 30-40 хозяйств. У тех, кто провел посевную в 2015 году не менее тяжелое положение. Многое, конечно же, зависит от результатов уборки и цен на зерно. Но продолжение банкротств в этом году вполне возможно», - считает Даринов.