В нынешнем году общая доходность мобильного рынка впервые за его историю покажет отрицательную динамику. Причин этому несколько – продолжающееся снижение доходов от голосовых услуг и растущая конкуренция. В 2016 году рынку также не стоит рассчитывать на рост, хотя правильная реализация нововведений может привести к некоторому оздоровлению рынка. Тем не менее, вопрос о трансформации своего бизнеса перед операторами может встать на первое место.
За последние два квартала мобильный рынок пережил первое замедление с момента получения Казахстаном независимости. Для Beeline последние 6 месяцев закончились падением общих доходов на 7,4% относительно того же периода в 2014 году, а для Kcell – на 11,75%. Довольно уверенно в это время чувствовал себя Tele2, показавший в III квартале рост сразу на 34%, хотя доходы компании все еще в 2-3 раза ниже, чем у лидеров рынка.
Председатель правления Tele2 Kazakhstan Пиетари Кивикко считает, что доходы операторов снизились из-за усиления конкуренции, а не экономической ситуации в стране. «Влияние этого фактора отчетливо видно по отчетам ведущих операторов, их прибыль снизилась», - поясняет он.
Рынок падает из-за сокращения выручки от голосовых услуг, снижения ставки интерконнекта и высокой конкуренции на протяжении последнего года, объясняет директор по корпоративным коммуникациям Beeline Алексей Бендзь. «Сейчас стремительно растет трафик мобильного интернета, но доходы от него не успевают покрывать спрос. Пока он обесценивается быстрее, чем монетизируется», - говорит он.
В целом Бендзь отмечает, что спада потребительской активности из-за экономической ситуации не происходит. Небольшие колебания прослеживаются, но их нельзя назвать фатальными. Beeline чувствует себя неплохо и его единственная проблема – долларовые расходы на закупку зарубежного оборудования. «К сожалению, в Казахстане его пока не производят. И этот момент негативно влияет на нашу отчетность», - поясняет представитель Beeline.
Светлана Черненко, глава IKS Consulting в Казахстане утверждает, что давление на операторов оказывает зрелость и перенасыщенность рынка, которую усугубляет общее замедление экономики. Вскоре компании будут вынуждены удерживать абонентов другими способами, поскольку классический механизм – чем ниже цена услуг, тем выше потребление – теряет актуальность.
Кроме того, рост их бизнеса за счет голосовой связи и интернета уже не имеет перспектив. «Если у интернета еще есть потенциал, то «голос» страдает очень сильно - чем качественнее становятся услуги передачи данных, тем сильнее проявляется влияние заменителей голосовых услуг в виде ОТТ сервисов (например, приложения WhatsApp - V)», - говорит Черненко.
В 2016 году мобильный рынок ждет большое количество изменений – снижение ставки интерконнекта, отмена «мобильного рабства», смена крупнейшего акционера Kcell и консолидация Tele2 с Altel. Аналитик Centras Securities Маржан Ибраева считает, что их объединение несет некоторую угрозу для других игроков. По итогам сформируется более крупная компания с хорошей абонентской базой и предложениями для клиентов.
Впрочем, ситуация может быть уравновешена, когда все игроки получат лицензии 4G и операторы смогут работать в предельно равных условиях. Но главным победителем от будущих новшеств должен стать потребитель. «В борьбе за нишу операторы будут делать больше предложений, снижая их стоимость», - предполагает Ибраева.
Отмена «мобильного рабства», по мнению аналитика, спровоцирует небольшой переток абонентов, причем среди физических лиц, а не корпоративных клиентов. Последние изначально выбирают удобные для себя условия и предпочитают строить долгосрочные отношения с операторами.
Beeline не ожидает существенного оттока частных абонентов после отмены «мобильного рабства», утверждает Бендзь. «У нас очень высокое проникновение – 170%. И потребитель голосует за своего оператора деньгами, когда платит за связь. А вот в корпоративном секторе мы ждем большое перераспределение клиентов», - говорит он.
Черненко уверена, что потенциал отмены «мобильного рабства» как раз усиливает консолидация Tele2 и Altel. По отдельности они не несли угрозу для Kcell и Beeline, а после объединения, соединив техническую базу и используя агрессивный маркетинг, они могут ощутимо изменить картину рынка, полагает эксперт.
Кивикко, в свою очередь подчеркивает, что возможности их компании будет ограничивать стоимость интерконнекта. Даже несмотря на уменьшение ставок до 5 тенге в январе 2016 года, они все еще останутся преградой для честной конкуренции: «Как третий игрок рынка, ежемесячно мы должны отдавать ощутимую сумму доминирующим операторам».
По прогнозу Ибраевой, в следующем году мобильный рынок не покажет рост доходности из-за девальвации, замедления роста экономики, снижения выручки от голосовых услуг и будущих нововведений. «Из-за отмены «мобильного рабства» и оттока абонентов у некоторых игроков доходы могут и вовсе пойти на снижение», - считает аналитик.
В среднесрочной перспективе у мобильных компаний есть два сценария развития бизнеса: трансформировать его и предоставлять качественную интернет-инфраструктуру, либо начать сотрудничество с компаниями другого профиля и предлагать новые продукты, став сервис-провайдером, констатирует Черненко. «Очевидно, что, если все операторы начнут просто демпинговать цены, то и пострадают все, включая клиентов. Наш рынок уже сталкивался с ситуациями, когда сети не справлялись с резким ростом нагрузки», - говорит она.
Кивикко отмечает, что Tele2 продолжит повышать качество услуг, чтобы увеличить долю и укрепить свое лидерство в сегменте мобильного интернета: «Консолидация наших компаний и сетей в 2016 году позволит оптимизировать затраты и улучшить сервис. Забегая вперед также скажу, что мы планируем активнее участвовать в секторе корпоративных продаж».
Beeline же в следующем году планирует запустить несколько новых продуктов. Среди них будут услуги мобильных финансов, новые продукты для корпоративного сектора и объединенный пакет услуг, куда войдут мобильная связь и интернет, фиксированный интернет и телевидение. «Также в 2016 мы ждем лицензию 4G и, если получим её, то начнем большую стройку, и будем заниматься ей весь следующий год, как и другие игроки. Единственное, с мобильными финансами есть один нюанс - у нас очень сильное банковское лобби, которое тормозит этот процесс. Но, я думаю, ситуация в ближайшее время должна решиться», - говорит Бендзь.
Несмотря на усиление позиций других игроков и смену ключевого акционера, Kcell сможет сохранить лидерство на мобильном рынке, полагает Ибраева. Недавний отток его клиентов, вероятно, был связан с отсутствием услуг высокоскоростного интернета, и лицензия 4G в силах предотвратить подобное в будущем. «У Kcell 10 миллионов абонентов, это огромное количество и большинство из них очень лояльны компании. Тем более, оператор сейчас также работает над улучшением качества своих услуг», - утверждает она.