После 18 лет переговоров, 8 марта 2016 года в Астане появился первый в Казахстане ресторан McDonald’s. Немногим позже, в мае, еще одно заведение сети появится в Алматы. Право развития бренда на территории страны получил экс-глава КазРосГаза, а ныне предприниматель Кайрат Боранбаев, владеющий холдингом «Алмалы». Он приобрел франшизу для Казахстана в 2014 году, но работать с ресторанами McDonald’s стал гораздо раньше, начав аналогичный бизнес в Беларуси.
В ближайшие 2-3 года Боранбаев откроет 15 заведений, под которые уже выкуплено 8 земельных участков. В строительство первого ресторана предприниматель инвестировал 3,5 млн. долларов, а второго – 3,2 млн. Всего в сеть ресторанов будет вложено порядка 40-42 млн. долларов, и откроются они в 8 крупнейших городах Казахстана. В большей степени проект финансируется из собственных средств холдинга, но открыты и кредитные линии, одну из которых предоставляет фонд «Даму». Каждый ресторан создаст порядка 150-200 рабочих мест. Со временем McDonald’s планирует запустить несколько социальных программ для поддержания здорового образа жизни и благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда».
До того, как все блюда основного меню McDonald’s окажутся перед посетителями, 85% их ингредиентов доставят из России. Российские поставщики консолидируют необходимые продукты в распределительном центре (РЦ) Екатеринбурга, откуда в течение трех дней они будут доставляться в рестораны Астаны и Алматы, а чуть позже - и другие города республики. Еще 15% поставок будут делить между собой европейские и китайские поставщики. Из казахстанских компаний с локальной сетью McDonald’s пока будет работать только Coca-Cola Kazakhstan.
«Выйдя на рынок с 1-3 ресторанами, мы не будем серьезным потребителем, интересным поставщикам. По мере развития сети наши потребности будут расти, и поиск местных поставщиков станет более актуальным. Но важно понимать, что каждого поставщика должна одобрить корпорация McDonald’s, которая предъявляет к ним очень жесткие требования по технической и качественной частям. И, к сожалению, пока в Казахстане им никто не соответствует», - объяснил управляющий директор McDonald’s Казахстан Алексей Филиппенко во время пресс-тура по заводам поставщиков популярной сети в России.
Будущие поставщики
Российский McDonald’s заказывает 85% продукции у 165 местных поставщиков. Ключевыми из них являются Белая Дача – производитель овощей и салатов, Marr Russia – производитель мясных полуфабрикатов, East Balt Bakery – производитель хлебобулочных и кондитерских изделий и HAVI Logistics – логистический оператор. С ними будет сотрудничать и казахстанская сеть ресторанов.
Белая дача
Компания Белая дача работает в России уже почти 100 лет, а со своим главным партнером – McDonald’s с 1994 года. Ежегодно в сети ресторанов поставляется 50% выпускаемой ею продукции - салата Айсберг разной нарезки (это основной продукт компании, ежегодно она производит порядка 1100 тонн), помидор и других овощей. В основном эти культуры выращиваются на территории России, но с ноября по апрель – в холодное время года - они импортируются из Северной Африки, Китая и до недавнего времени - Турции.
О намерении локализовать производство в Казахстане компания отзывается сдержанно, тогда как владелец казахстанской франшизы более уверенно говорит о планах открыть подобный завод на территории страны. Такая возможность, по словам представителей Белой Дачи, есть, но не на нынешнем этапе. Пока же она будет поставлять в Казахстан около 400 тонн салата в год со своего завода в городе Елабуга в Татарстане. В первое время работы McDonald’s в Казахстане другие виды овощей не потребуются – блюда с ними не входят в основное меню.
Из-за влияния международных санкций компания планирует развивать сырьевую базу на территории Евразийского союза. «Стать нашим поставщиком возможно, но для этого нужно проделать определенную работу. У нас высокие требования к качеству предоставляемого сельхозсырья. И эти принципы ведения сельского хозяйства мы будем переносить на наших поставщиков», - говорит заместитель гендиректора Белой Дачи Гурий Шилов. Будущие партнеры должны будут постоянно проходить многоуровневый аудит и быть готовы к мониторингу всех процессов со стороны агрономической службы Белой Дачи – от выбора семечек, до срезки салата.
HAVI Logistics
HAVI Logistics – транснациональная логистическая компания, которую с 2008 года в России представляет ООО «Рулог». Она организует работу более чем 10 распределительных центров, которые закупают необходимые ингредиенты и развозят их во все 547 ресторанов McDonald’s на территории России. HAVI станет первым партнером McDonald’s, который откроет свое предприятие в Казахстане. До этого поставки будут идти с РЦ в Екатеринбурге.
По словам генерального директора «Рулог» Кристиана Новака, его компания инвестирует порядка 3 млн. долларов в строительство производственно-логистического комплекса «Food Town» в Алматы, который уже с начала следующего года будет обслуживать все локальные рестораны McDonald’s. В перспективе он может поставлять продукцию и в китайский город Урумчи, где сеть ресторанов пока не представлена.
«Окончательную сумму инвестиций мы точно не знаем, но я могу сказать, что обустройство каждого квадратного метра стоит 1500 долларов, а наш РЦ займет почти 2000 кв. м. <…> Мы планируем вернуть вложенные средства за 5 лет», - рассказал он. В будущем площадь комплекса может расшириться. Именно там могут открыть свои заводы производители хлебобулочных изделий, овощей и мяса. В среднесрочной перспективе предприятие также может открыть небольшой склад в Астане.
East Balt Bakery
Завод East Balt Bakery появился в России в 1989 году. Сегодня он вмещает в себя 5 производственных линий – от мексиканских лепешек, до жидких сиропов. 90% продукции компания производит из местного сырья, большую часть которого составляют вода, прессованные дрожжи и мука. Ежегодно в Казахстан завод будет поставлять около 400 тыс. булочек для нескольких видов гамбургеров McDonald’s.
«Любые казахстанские поставщики могут участвовать в наших тендерах, особенно производители муки. Чтобы мы открыли свое производство в Казахстане, нужно, чтобы местный рынок вырос. Мы будет делать ежегодный анализ и смотреть на необходимость инвестиций. Пока же мы будем поставлять продукцию с московской пекарни. С точки зрения качества и свежести она будет соответствовать всем высоким требованиям McDonald’s», - рассказал генеральный директор компании Юрий Шарабакин.
Marr Russia
Работать на российском рынке предприятие Marr Russia, входящая в состав международной компании Inalca, начало в 1998 году после открытия небольшого склада в Москве. К сегодняшнему дню её заводы выпускают более 2000 наименований продукции, а оборот продаж по итогам 2014 года составил 249 млн. евро. На компанию McDonald’s приходится 10% производимой ею продукции.
Генеральный директор компании Игорь Старостенко полагает, что появление McDonald’s в Казахстане может увеличить оборот Marr Russia на 2%. Предприятие также планирует работать с другими заведениями общепита и развивать розничные продажи в супермаркетах. Более того, в конце января этого года компания Inalca приняла решение инвестировать 100 млн. евро в мясную отрасль Казахстана. На эти средства будет организована работа трех откормочных площадок в трех регионах страны с общей мощностью 44 тыс. голов единовременного откорма. Также Inalca планирует модернизировать мясокомбинат в Актюбинской области, увеличив его производственную мощность до 20 тыс. тонн мяса и мясной продукции в год.
Перспективы McDonald’s в Казахстане
В ближайшие 5 лет локальные предприятия могут нарастить поставки в казахстанский McDonald’s до 20-30%, полагает Боранбаев. «Мы начали строительство ресторанов, локализовали строительные компании, компании по производству стройматериалов. Плюс у нас идут переговоры об открытии местных заводов по производству салата и булочек. Для нас это два самых важных продукта», - пояснил он.
Филиппенко пояснил, что в части стройматериалов локализация строительства ресторанов McDonald’s составляет около 80%, а в инженерной составляющей - 60-70%. Помимо логистического удобства, это решение позволяет избежать удорожания смет из-за валютных колебаний и делает планы по развитию сети более устойчивыми.
McDonald’s в Казахстане сокращал расходы, но это не было связано с кризисными явлениями, подчеркнул Филиппенко. «Основные расчеты по стоимости ресторанов и закупки по ним мы произвели еще до девальвации», - отметил он. Но даже замедление роста экономики и переход на свободноплавающий курс не скорректировал стратегию компании.
«Кризисы приходят и уходят, а бренды остаются. Поэтому не имеет смысла затормаживать процесс развития. Мы не рассматриваем кризис как серьезный риск для окупаемости, я уверен, что мы будем успешны. Вопросы окупаемости, конечно, могут претерпевать некоторые изменения, но сама сеть ресторанов, чем она шире, тем она эффективнее с точки зрения ведения экономики. Останавливаться на ограниченном количестве инвестиций нелогично, тогда как логичнее развивать местных поставщиков и локализовать производство», - объяснил Филиппенко.
Представители McDonald’s оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса, даже несмотря на присутствие в Казахстане известных брендов Burger King и Hardee’s. Филиппенко не считает их прямыми конкурентами, и называет появление McDonald’s своевременным: «Другие игроки успели создать рынок и привить потребителю вкус к схожим блюдам. Благодаря этому, наша компания заранее избежала риска отторжения и неприятия».
Конкурентным преимуществом McDonald’s перед другими компаниями станет качественный сервис и питание. По словам Боранбаева, прежде чем любой бургер McDonald’s попадет к посетителю, его ингредиенты совокупно пройдут 500 проверок – как на уровне производителей пищевых продуктов, так и на уровне поваров ресторана. Это сводит к нулю возможность отравления или попадания в сэндвичи несвежих продуктов.
Кроме того, Филиппенко заверил, что его компания не обсуждала с государственными органами налоговые послабления, чтобы стимулировать развитие своего бизнеса. «Мы платим все налоги, которые предусматривает законодательство Казахстана. Если говорить по поводу помощи со стороны государства, мы получаем от них лишь устное взаимопонимание и поддержку», - подчеркнул он.
Ценовая политика не станет главным преимуществом сети. Однако стоимость блюд будет доступна для широких слоев населения. Она рассчитана с учетом стоимости средней продуктовой корзины и доходов населения. Но благодаря разветвленной сети поставщиков, которые могут предлагать скидки на продукцию, казахстанский McDonald’s останется гибким в определении цен. Как отметил Филиппенко, они могут измениться уже после увеличения доли местного содержания в блюдах.