В среду крупнейший акционер Bank RBK Владимир Ким провёл первую встречу с журналистами, на которой рассказал о будущих изменениях в работе банка. В ближайшее время банк получит необходимую ликвидность и вливания в капитал, которые позволят ему выполнять все обязательства перед клиентами. После этого единственным акционером банка должна стать корпорация Казахмыс, которая частично переориентирует его бизнес на себя.
В начале пресс-конференции Ким пояснил, что ранее присутствовал в составе акционеров Bank RBK как миноритарий, но особо не следил за ситуацией в банковском секторе: «Казахмыс имел расчётные счета в Bank RBK, но не финансировал свои торговые операции или проекты. Поэтому мы в большей степени присутствовали и, как миноритарные акционеры, ждали дивидендной политики и увеличения размера банка».
Сейчас же горнорудная корпорация планирует стать единственным акционером банка через Кима, который имеет с ней прямую связь. На вопрос о том, почему корпорация не стала его крупнейшим акционером сразу, он ответил ссылкой на два ограничения: юридические обязательства перед миноритариями и пруденциальные нормативы Национального банка. Решение рейтинговых процедур с миноритариями, по его словам, могло занять у Казахмыса 3-4 месяца, а пруденциальные нормативы не могли быть выполнены полностью.
Об изменении состава акционеров
«На первом этапе было принято решение, что Ким заходит как акционер – полная связь, средства и связанность сторон между Казахмысом и Кимом существует – это наш внутренний вопрос. Поэтому, я хотел бы сказать, что в лице меня Казахмыс всё время будет присутствовать. В течение нескольких месяцев мы работу эту проводим, если у нас получится, наверное, Казахмыс сможет стать единым акционером. Потому что все средства банк в любом случае получал от корпорации Казахмыс. <…> Она будет оставаться акционером в одном лице и больше никого пока не предвидится», - подчеркнул Ким.
Председатель совета директоров Bank RBK Торстейн Пол отметил, что на долю Казахмыса будет приходиться 99,9% акций после того, как к 19 января 2018 года корпорация внесёт в капитал банка ещё 100 млрд тенге. «Почему остался примерно 0,1% - это связано с ситуацией, что один из акционеров находится сегодня в столь отдалённых местах, поэтому его акции арестованы и мы не можем их размыть, поэтому они будут находиться в таком состоянии ещё какое-то количество лет», - дополнил его слова Ким.
О причинах вхождения в банковский бизнес
Как утверждают акционер и топ-менеджер, все решения относительно банка принимаются быстро для того, чтобы не допустить социальной напряжённости – в нём размещают средства около 23 тысяч физических лиц. «Сложив плюсы и минусы, нами было принято решение попробовать оздоровить банк традиционными мерами, которые мы применяли после 1995 года в большей степени в медной промышленности, чтобы дать возможность вернуть средства и физическим, и юридическим лицам. <…> Нам нужно определённое время для этого, но мы уверены, что нам удастся», - пояснил Ким.
Вместе с этим он подчеркнул, что не стал бы говорить о привлекательности банковского бизнеса для корпорации с точки зрения прибыли. При этом Ким уверен, что инвестиции вряд ли скажутся на положении корпорации: «Мы понимаем, что 160 млрд тенге – большая сумма. Но если взять всю производственную деятельность Казахмыса, то не сказать, что она большая. Проанализировав все потенциальные возможности и риски, мы приняли решение участвовать в санации банка. <…> Если бы цена (за тонну медной руды – V) ушла ниже 5 тысяч (долларов – V), я не уверен, что Казахмыс участвовал бы в этом».
Об основных действиях в ближайшее время
Пол рассказал, что в ближайшие часы банк получит от Нацбанка 120 млрд тенге по программе оздоровления финансового сектора и уже получил 40 млрд со стороны Казахмыса: «Это значит, что мы выполняем свои обязательства (перед клиентами - V) в полном размере». Он также попытался заверить, что эта поддержка сделает банк крепким по части ликвидности и капитала, а менеджмент постарается более не допустить его кризиса: «Группа Казахмыс будет вести жёсткий контроль за менеджментом, и мы будем работать над этим». В скором будущем диапазон собственного капитала банка составит 140-150 млрд тенге.
По словам Кима, после больших оттоков физлиц и юрлиц, в октябре банк начал внутреннее расследование и проверку баланса. Тем не менее, институт намерен стабилизировать управленческие процессы до конца года. Оставшийся месяц, по словам Кима, нужен чтобы определить реальное положение банка, поскольку с 2012 года система оставалась недостаточно прозрачной, чтобы о ней можно было получить достоверный аудиторский отчёт в кратчайшие сроки: «То, что случилось с RBK – не частный случай. Я не скажу, что он системный, потому что все драфты нашего аудита появятся только в ближайшее время. Но я бы сказал, что, наверное, случай разгильдяйства и безнаказанности присутствует».
В ближайшее время, как объяснил Пол, банк передаст проблемные кредиты в специально созданную компанию. Иностранные специалисты, сотрудники Казахмыса и менеджеры банка продолжат работать над их возвратом, но в его балансе они отражаться уже не будут. Кроме того, сотрудники банка пропишут регламент выдачи кредитов, которого в нём до сих пор не было. Эти действия должны улучшить качество внутренних процессов, процедуру выдачи займов и в течение месяца привести к пересмотру кредитных рейтингов банка. Промежуточный отчёт о финансовых результатах институт может представить в течение полугода.
О стратегии на ближайшее будущее
Ким заверил, что банк не планирует проводить ребрендинг. Пол в то же время добавил, что институт не будет стремиться и «за какими-то местами» по размеру активов. Банку, по его мнению, нужна лишь определённая их величина, чтобы обеспечить необходимый масштаб его бизнеса.
«Этот банк в большей мере будет обслуживать клиентов и компании корпорации Казахмыс. Пока это минимум, на чём мы стоим», - заявил Ким. Предприятия корпорации, по его словам, перенесут в RBK свои зарплатные проекты. Это даст институту хороший рост базы физических лиц, для которых можно будет разрабатывать определённые продукты и сервисы. Банк также намерен предлагать свои услуги поставщикам Казахмыса – это станет одним из его стратегических направлений.
Вместе с этим институт будет стараться «в рамках закона и жёсткого контроля со стороны Нацбанка» финансировать проекты Казахмыса. «Это было одно из моих личных условий – мы должны чётко понимать риски концентрации, тут нужно иметь лимиты. И здесь есть единое мнение от акционеров, что здесь нужно контролировать всё до последнего знака», - заявил Пол. В перспективе работа с Bank RBK может позволить корпорации получать часть финансирования дешевле, чем на зарубежных рынках капитала.
Более подробную стратегию банк представит в течение следующих трёх месяцев, подчеркнул Ким. До этого момента правление института, которое может быть заменено в ближайшем будущем, было сосредоточено на стабилизации работы института: «Мы сейчас кардинально занимаемся подбором персонала через хедхантеров. Но я бы так сказал: вы знаете, самый дорогой капитал – ум и наши менеджеры. Это всё не так просто. Пола мы нашли быстро, потому что давно знакомы, но нам нужно было убедить его работать в Казахстане. И это не так просто. Поэтому пока какое-то количество времени старый состав будет работать».