28931
25 марта 2020
Настя Гончарова, специально для Vласти, фотография Дулата Есназара

«У нас сегодня последний день»

Частный взгляд на казахстанский бизнес в условиях пандемии Covid-19

«У нас сегодня последний день»

«У нас сегодня последний день», – говорили сотрудники компаний, продавцы магазинов и точек общепита пару недель назад.

Когда появились первые новости из Италии, стало понятно, что история с Сovid-19 не частная и коснется всех без исключения. В наших соцсетях активно троллили главного санитарного врача Жандарбека Бекшина за озвученную вероятность появления коронавируса в Казахстане в период с 11 по 16 марта 2020, но никто не ожидал, что режим Чрезвычайного Положения и последующий за ним карантин наступит так быстро. И это только начало.

В первые дни внутреннее информационное поле выглядело настоящей кашей, фейерверком эмоций и заключений разной степени достоверности. Что происходит? Мне показалось важным зафиксировать настроения и самые первые шаги, предпринятые коллегами из МСБ, чтобы позже иметь возможность оценить, как пандемия отразится на наших взглядах, поступках и стратегиях ведения бизнеса. Получился спонтанный онлайн-опрос. Его стоит рассматривать, скорее, как инструмент самодиагностики и попытку зафиксировать вещи, лежащие на поверхности, а не как формальное исследование для подготовки антикризисных предложений правительству, как многим бы хотелось – оставим это экономистам и палате предпринимателей.

Сейчас проще встретить развернутые прогнозы эпидемиологов, чем экономистов – экономисты больше философствуют, чем считают, и это объяснимо – первая волна пандемии только набирает обороты, в уравнении слишком много неизвестных. Поскольку я чаще сталкиваюсь с креативным и социальным бизнесом, где сильна ценностная составляющая, меня посетили своеобразные гипотезы (и надежды) на этот счет.

Итак, на 10 вопросов ответили 84 респондента, онлайн-опрос был анонимным и адресовался тем, кто задействован в бизнесе, руководит департаментом или компанией, является владельцем или учредителем бизнеса в Казахстане. Опрос проводился в период с 17 по 23 марта 2020. Он не предполагал географическую разбивки и сбор данных о размере бизнеса. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто принял в нем участие!

Вопрос 1. Пожалуйста, укажите вашу позицию

Вопрос 2. К какому типу бизнеса относится ваша компания?

Примечание: в разделе «другое» были отмечены IT, бизнес-авиация, туризм, телеком, инвестиционный бизнес, публичное пространство для организации творческих мероприятий, флористика, салоны красоты, digital-агентство, современное искусство. Половина из перечисленных видов бизнеса относится к креативной экономике, то есть, к секторам, производящим интеллектуальные продукты.

Вопрос 3. Какие из перечисленных мер уже приняты в вашей компании для обеспечения безопасности сотрудников и партнеров?

Вопрос 4. Какие из перечисленных мер уже приняты вашей компанией для обеспечения безопасности ваших клиентов и потребителей?

Примечание: у нескольких респондентов бизнес не предполагает прямых контактов с потребителями или клиентами.

Вопрос 5. Каким образом ваша компания планирует поддерживать контакт с клиентами и потребителями?

Примечание: несколько респондентов отметили, что продолжат поддерживать личный контакт с клиентами по телефону и электронной почте.

Вопрос 6. Готова ли ваша компания запустить социальные инициативы в период действия Чрезвычайного Положения, не связанные с вашим профильным бизнесом?

Примечание: из уже запущенных инициатив отмечены 2 примера – благотворительная помощь больницам (обеспечение средствами защиты) и снижение комиссионного порога на пополнение услуг связи.

Вопрос 7. Как вы планируете поддерживать продажи своих продуктов и услуг?

Вопрос 8. В чем вы видите главную миссию своей компании в период действия Чрезвычайного Положения в стране?

Вопрос 9. Какие из перечисленных ниже компаний вы готовы рассматривать для оказания адресной помощи или совместного сотрудничества в период Чрезвычайного Положения?

Вопрос 10. Как вы думаете, какие изменения ждут ваш бизнес в связи с глобальной и локальной ситуацией по Сovid-19?

Что витает в воздухе кроме вируса Covid-19?

На мой вопрос, что вы сейчас чувствуете, друзья и коллеги отвечают, что больше взбудоражены новостями, чем напуганы, хотя у многие закрыли офисы, распустили сотрудников, и лишь немногие команды доделывают текущие проекты на удаленке. Я сама вышла на карантин с тающей на глазах финансовой подушкой и внушительным списком проектов, замороженных на неопределенный срок. Тем не менее, в воздухе ощущается дух перемен, все только и говорят, что о новых подходах, инновациях и взгляде на собственную жизнь под другим углом. Как выбираться – большая творческая задача. Предлагаю пофантазировать вместе, что может измениться после вынужденных каникул.

Моя первая гипотеза касалась неминуемой переоценки ценностей. Будем честны, история с пандемией закончится не 15 апреля. Карантин, в котором сейчас оказалось больше миллиарда человек, и связанные с ним ограничения (с доступом к людям, продуктам, финансам, путешествиям и т.д,) изменят нас и наши индивидуальные привычки, а за ними изменится и суть каждого бизнеса. В современных бизнес-школах разговор о бизнесе всегда начинается с дискуссии о ценностях, ей посвящено до 50% времени, будь то акселерационная программа для действующих компаний или студенческий инкубатор стартапов. Вы удивитесь, но индивидуальные ценности владельца или управленца неотделимы от ценностей его бизнеса – люди в 21веке хотят гореть идеями, вкладывать в работу смысл и душу, чувствовать себя полезными. Многие все еще хотят спасать мир или стать Стивом Джобсом. Поэтому декларативные миссии и стратегии, написанные чужими людьми, не работают. Если вы хотите, чтобы ваших сотрудников невозможно было переманить более высокой зарплатой, а клиентов – скидками, вам понадобятся единомышленники с такими же человеческими или профессиональными ценностями.

Вторая гипотеза – появление грамотного, разборчивого, въедливого потребителя. Полагаю, это будет связано с границами его платежеспособности. А если потребитель еще недостаточно грамотен, бизнес сможет ему в этом помочь, оказывая долгосрочную моральную и образовательную поддержку. Но для этого нужно будет самим стать грамотными и транслировать свои ценности так, чтобы они в чем-то совпали с ценностями потребителей. Мишура и излишества уйдут, наступит время продуктов с объективной ценностью, отвечающих реальным нуждам конкретных групп людей – этих нужд будет предостаточно, только контекст будет совсем другим. Несколько респондентов онлайн-опроса написали, что, если бы не было указа (постановления о карантине), сами бы они добровольно не закрылись.

Думаю, пройдет некоторое время, и вы поймете, что карантин спас вам репутацию, потому что грамотный, разборчивый, въедливый потребитель вам бы этого не простил.

Для взаимодействия бизнеса с потребителем настал момент истины. Очевидно, что поддерживать онлайн-коммуникацию без прямого доступа клиента к продукту непросто, а для многих бизнесов вообще не имеет смысла. Интернет резиновый, а внимание человека – нет. Спустя всего неделю, соцсети утихли, количество постов и сториз заметно сократилось. Пользователи устали от информационного потока. Почему клиент должен следить за вами онлайн? Какую ценность он там получит? Нуждается ли клиент в дополнительном информационном или развлекательном контенте?

При этом, судя по результатам опроса, роль владельца/руководителя компании в антикризисной коммуникации с потребителем сильно недооценена.

Третья гипотеза – нас ждут примеры беспрецедентного сотрудничества, объединения с конкурентами и непрофильными дисциплинами – всем нам предстоит переизобретать себя заново и не один раз. Проектной работы из года в год становится больше, интеллектуальных продуктов – еще больше. Как фрилансер со стажем, я наблюдаю стремительный рост гибридных проектов на стыке разных дисциплин, с ранее невообразимой комбинацией экспертиз и подходов. Удаленная работа становится нормой не потому, что работодатель экономит на офисе, а потому что члены команды работают из разных точках мира.

Главный вопрос, который будет занимать профессионалов и, возможно, ваших сотрудников – где можно качественно обучиться и переучиться, чтобы не ограничивать себя одним проектом, постоянно развиваться или меньше зависеть от работодателя?

Вы не поверите, но большая часть престижных волонтерских проектов с жестким вступительным отбором как раз об этом – люди выполняют работу 4-8-12 часов в неделю за возможность осваивать новые сферы и учиться у настоящих профессионалов мирового класса бесплатно.

Сотрудничеству с другими партнерами еще предстоит научиться, у нас принято осторожничать и не особо интересоваться тенденциями за пределами профильной среды. Но все изменится. Рынок станет совсем маленьким. Если вы хорошо владеете информацией, то можете представить, что пока у одних пусто, у других – густо. Что, если временно предложить свои активы (транспорт, IT-продукты, диспетчерские службы, склады, экспертизу или персонал, отправленный в отпуск без содержания) в качестве помощи тем, кто сейчас работает в три смены – службам доставки, логистическим компаниям, производителям медицинских масок и т.д.? Экономику совместного потребления можно усовершенствовать по-своему.

Фотография Данияра Мусирова

Четвертая гипотеза – рост социальных инициатив. Один из респондентов отметил в комментариях, что ожидает экономического роста: «любой кризис ведет к росту, так как именно такие моменты заставляют мыслить нестандартно». Могу предположить, что рост в условиях жесточайших ограничений и дефицита ресурсов, приобретает немного другую форму. В мировой практике до недавнего времени наблюдался тренд на социальные бизнес-инициативы и сотрудничество с некоммерческими компаниями, когда бизнес-энтузиасты берут ответственность за благоустройство квартала, организацию экстренного производства санитайзеров на мощностях винзавода или обеспечение одиноких стариков продуктами питания на время карантина. Это не совсем КСО, это снова песня про ценности.

Например, все в восторге от сегодняшнего качества воздуха в Алматы. Что каждый из нас, как бизнес-единица, готов изменить, чтобы этот эффект продлился как можно дольше, а в идеале стал новой нормой? Так выглядит социальное благо, при котором выиграют все. Согласитесь, многие впечатляющие инициативы случаются, потому что они правильные и нужны здесь и сейчас, а не потому, что они выгодные. Подсказка: это тема не только про деньги.

Гипотеза пятая – изменятся стандарты безопасности в целом и в бизнесе в частности. Не только в офисах, школах, публичных пространствах, но и в аэропортах, на профессиональных мероприятиях, концертах и городских праздниках. Цифровизация поможет сократить наше физическое присутствие во многих местах. Но далеко не все сферы смогут быть переведены в онлайн-формат. Человек физиологичен, социален и телесный контакт является неотъемлемой частью нашей природы. Потребность в тактильном опыте останется с нами надолго, но под натиском новых стандартов безопасности он приобретет другую форму или другую ценность, а вместе с ней и другую стоимость.

Где заканчивается личное и начинается корпоративное здоровье?

Быть здоровым или нет – личный выбор каждого. В истории с Сovid-19 важно наконец услышать представителей науки и понять, что пандемия – это история не про меня или вас лично, чью-то веру или неверие в способность заразиться. Это история про всех остальных, чье здоровье зависит буквально от каждого из нас – коллективное здоровье.

По этому поводу мне вспомнился личный пример своего давнего директорства. Тогда сопли и кашель в офисе были частью корпоративной культуры. Никто не хотел брать отгул или больничный – всем нужны были деньги. Круглый год агентство выглядело как зомби-санаторий, в котором по меньшей мере 30% сотрудников всегда больны и всегда на ногах. Бороться было сложно, потому что неуважение к чьим-то соплям выглядело в глазах команды гораздо несправедливее, чем уважение к здоровью остальных. Я тоже так делала, неумело балансируя между категоричной принципиальностью и полным попустительством «чтобы никто не обиделся», и сейчас я об этом сожалею.

Элементарное право человека быть здоровым нарушается в корпоративном мире гораздо чаще, чем об этом принято говорить.

Так, мой друг из «большой четверки» рассказал, что заболеть означает быть заклеванным коллегами, лечиться дома и даже в больнице вообще не приемлемо для их корпоративной культуры (негласно, конечно). Другой человек поделился в комментариях, что работодатель никогда не отпускает его на больничный: не нравится – уходи. Привычка переносить болезнь и простуду на ногах – это не только сложившийся образ жизни и негласное правило внутри многих компаний, это еще и условие внутренней конкуренции.

Хочется верить, что пандемия сыграет свою роль в расшатывании офисного рабства и изменит отношение к здоровью людей в самом широком смысле – здесь и индивидуальное уважение к самим себе и готовность признавать право других быть здоровыми. Здесь также и распространение знаний, в котором работодатель может играть важную роль, задавая стандарты: получив объяснения, люди понимают, зачем нужно мыть руки – мыло убивает опасные бактерии; точно так же людям нужно объяснить, что, получая лечение дома, они снижают у коллег риск заразиться и свято чтут самое драгоценное, что есть у каждого человека ¬– его здоровье, – рассчитывая на такое же отношение к себе. «Болен – лечишься дома». Что может быть проще?

Но возможно, этого будет недостаточно и нам понадобится ужесточение трудового законодательства и публичный уят за пренебрежительное отношение к бесценным ресурсам, чтобы стандарты безопасности изменились быстрее.

Где заканчивается личное и начинается гражданское здоровье?

Есть еще одна интересная тенденция, заслуживающая внимания – повсеместное распространение концепции благополучия (well-being), включающего такие параметры, как уход за собой, здоровое питание, качественный отдых, уровень счастья и другие. Так, на рынке нелекарственных продуктов для поддержания здоровья и здорового образа жизни еще в начале 2020 наблюдался повсеместный бум, и Центральная Азия не была исключением, хотя включилась совсем недавно. Мониторинг здоровья через мобильные приложения, разработка индивидуальных схем питания, шагомеры, сбор индивидуальных данных о ключевых показателях организма (пульс, температура тела, давление) набирает обороты. Люди хотят контролировать свое здоровье и здоровье членов семьи, поэтому охотно собирают свои биометрические данные. Но не только они.

Юваль Ной Харари в своей колонке в Financal Times размышляет о том, как системы публичного надзора и мониторинга, ранее используемые службами безопасности и правительствами государств для борьбы с терроризмом (Израиль) или слежки за населением (Китай), а в условиях пандемии настроенные на мониторинг за состоянием здоровья граждан во избежание распространения эпидемии, могут стать предметом манипуляций и идеологических игр. К тому же, данные продаются или похищаются.

Период пандемии – самый настоящий тест на развитость гражданского сознания: если люди полагаются на проверенные научные данные и готовы выступать за свои права (в том числе, за свое здоровье), инструменты публичного мониторинга могут быть обращены в противоположную сторону – для контроля за корректностью информации, транслируемой официальными органами, и качеством принимаемых решений, влияющих на коллективное благополучие. Цифровизация должна быть двусторонней.

Главная задача сегодня – быть включенным. И у бизнеса для этого есть гораздо больше ресурсов для активного влияния – от собственного персонала до огромного количества потребителей. Именно поэтому ответственность за тех незнакомых людей, с кем вы разделяете ценности или вступаете в товарно-денежные отношения, становится актуальнее, чем когда-либо.

Владельцы, управленцы, сотрудники, потребители, горожане, граждане – границы между этими категориями очень условны. Все, что от нас требуется – стать хорошо информированными и ответственными людьми. Это и есть отправная точка для полезных инициатив – адекватной борьбы с Сovid-19, создания беспрецедентных примеров сотрудничества и взаимопомощи, распространения новых, более гуманных ценностей.

Как говорит Харари, в чрезвычайных условиях происходят немыслимые изменения, на сопротивление которым в мирное время ушли бы годы и десятилетия.

Раз «последний день» остался в прошлом, давайте отвлечемся от сериалов и вспомним, что не дает нам спокойно спать по ночам и какие проблемы нам не терпится устранить.

И пусть это станет началом нового дня, на который мы будем оглядываться с чувством благодарности.