Иностранным брендам в Казахстане доверяют больше, чем отечественным. Так первые два места в рейтинге компаний с наилучшей репутацией достались мультинациональным компаниям Nestle и Johnson&Johnson. Об этом во вторник журналистам на заседании инвестиционного медиа-клуба рассказала директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью группы компаний «Верный Капитал» Жанна Пархоменко.
Согласно исследованию, проведенному Reputation Capital Group по заказу «Верного Капитала», помимо указанных выше компаний в первую десятку самых уважаемых компаний Казахстана вошли: Фуд Мастер, Казтрансойл, Эйр-Астана, Procter&Gambel, Народный Банк Казахстана, Beeline Казахстан, Сбербанк Казахстан и Казкоммерцбанк.
«Что характерно для Казахстана и не характерно для других стран? Как правило, в странах, первая пятерка это всегда локальные компании, это никогда не международные. Как правило, в странах, международные компании в рейтинге самых уважаемых компаний идут за второй десяткой. В Казахстане не так», - поделилась информацией Пархоменко.
Примечательно, что в ТОП-10 компаний вошли сразу три банка, что, по ее словам является также скорее исключением, чем правилом.
«В мире банки, к сожалению, особенно после кризиса, являются одной из самых неуважаемых отраслей. И честно говоря, не видела нигде, чтобы банки были в топ десятке самых уважаемых компаний. Это тоже не характерно», - назвала еще одно отличие представитель инвестиционной группы компаний.
Что касается отраслей, то наиболее уважаемые, по мнению опрошенных казахстанцев, являются: транспорт, пищевая промышленность и телекоммуникации. При этом репутация транспортной и телекоммуникационной областях в Казахстане гораздо выше, чем в мире. Другие отрасли находятся в общемировых трендах.
Так в телекоммуникационной сфере самыми уважаемыми компаниями являются Beeline и Казахтелеком, в пищевой промышленности – Nestle и Food Master, в банковской деятельности – Народный Банк, Сбербанки Казкоммерцбанк, в транспортной отрасли - КазТрансОйл и Эйр-Астана, в сфере распределения энергоресурсов – Гелиос и КазТрансГаз и в добыче и металлургии – КазМунайГаз и Казцинк.
Следует отметить, что исследование проходило в 2013 году в городах с населением более 300 тысяч человек. Всего в опросе методом телефонных и личных интервью приняло участие 1337 человек.
По словам Жанны Пархоменко, репутация строится по схеме: ЗНАНИЕ-СИМПАТИЯ-ДОВЕРИЕ-УВАЖЕНИЕ-ЛЮБОВЬ. Именно на последней стадии формируется репутационный капитал (устойчивая позитивная репутация, которая позволяет зарабатывать премию на рынке) – компанию считают одной из лучших, она является гордостью страны.
Исследователи отметили, что в отличие от мировых тенденций в Казахстане значимо больший вес имеют факторы «Продукты и услуги» и «Результативность» и меньше «Корпоративное гражданство/Социальная ответственность бизнеса».
Но по мнению Жанны Пархоменко эта ситуация в Казахстане скоро поменяется и фактор социальной ответственности бизнеса займет более высокое место в репутационной оценке компаний.
«В мире общество ожидает и требует от бизнеса быть ответственным корпоративным гражданином. В Казахстане немного не так. В обществе достаточно низкий социальный запрос на ответственную социальную позицию со стороны бизнеса. Так не будет все время. Все равно любой рынок, любая страна повторяет тенденции мировые, поэтому у казахстанского бизнеса есть время подтянуться, отстроить понимание своей корпоративной социальной ответственности и наладить диалог с обществом в этом драйвере», - высказала свое мнение Пархоменко.
Что касается мировых тенденций, то согласно исследованию, проведенному в 15 странах мира, лидером среди наиболее уважаемых компаний в мире стала компания BMW. На втором месте расположилась The Walt Disney Company, на третьем – Rolex, на четвертом – Google и замыкает пятерку лидеров Daimler.
При этом два года назад, первые два места занимали Google и Apple. Однако в рейтинге 2013 года эти компании не сумели войти даже в первую десятку.
Озвучивая результаты другого исследования, в котором компания Reputation Institute опросила более 300 руководителей глобальных компаний мира, консультант компании Reputation Capital Group Иван Соколовский отметил, что 60% опрошенных уверены, что репутация имеет большое финансовое влияние на их компанию, 68% считают, что репутация способствует удержанию клиентов, 53% полагают, что репутация влияет на увеличение продаж и дохода компании и 40% уверены, что репутация помогает увеличить долю рынка.
«Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день в принципе мир живет в так называемой репутационной экономике. Почему? Потому что, принимая решение по приобретению каких-либо товаров или услуг, потребители ориентируется уже не только на сами характеристики этого товары и не только на его цену. Также очень важно отношение к компании и доверие к ней», - пояснил Соколовский.
Он отмечает, что доверие - это тот ресурс, за который компании борются. Именно это и есть репутация.
«И без сильной репутации невозможно на данном этапе и для глобальных компаний, и для более локальных компаний построить сильный и успешный бизнес», - уверенно заявил он.
При этом эксперты уточнили, что для инвестиционных компаний репутация является одним из факторов для принятия решения, но не единственным.
Следует отметить, что респондентам предлагалось оценить 54 компании их 7 отраслей. Кондитерская компания «Рахат» в данное исследование включена не была.