В Германии за последние несколько лет употребление метамфетамина резко возрасло, особенно вдоль границы с Чехией. Согласно исследованиям круг тех, кто употребляет этот вид наркотического вещества, более разнообразен, чем считалось ранее.
В воскресенье в 6 часов утра в полицию поступил звонок. Патрик (имя изменено) кричал в трубку: «В меня стреляли!» Полицейские тут же выехали по вызову. А когда они прибыли по адресу, оказалось, что в квартире у Патрика просто лопнула лампочка в светильнике.
Еще пару недель спустя в квартиру Патрика в баварском городке Ландсхут приехала скорая помощь. Охваченный паникой тридцатилетний парень выпрыгнул из окна третьего этажа своего дома, построенного еще в довоенное время. В результате перелом голени в двух местах и раздробленная пяточная кость. Патрику показалось, что якобы за ним гонится мафия.
В тот же вечер он вернулся назад домой в гипсе, снова принял наркотики и снова выпрыгнул из окна. К тому времени как его направили на психиатрическое лечение, Патрик (по профессии стекольщик) превратился в истощенного, грязного и покончившего с миром человека. «Я выглядел как смерть», - вспоминает он.
И ему больше не хочется возвращаться к метамфетамину. Сейчас он проходит реабилитационнную терапию в Айгльсдорфе (недалеко от Мюнхена) – ферме, из которой сделали клинику лечения зависимости. 25 % проходящих терапию в «Prop e.V.» лечатся от метамфетаминовой зависимости. Хотя три года назад почти все пациенты здесь раньше употребляли героин.
Пиа (имя также изменено) – симпатичная девушка двадцати лет, с брекетами на зубах. В Айгльсдорфе всего три недели. И хотя она попадала в схожие с Патриком ужасные ситуации, ей хочется рассказать о начальных стадиях своей зависимости, а не о более поздних. «От метамфетамина становишься радостным, умным и уверенным. Чувствуешь себя красивой и полной энергии. И ко всему прочему ты теряешь вес. За два дня два килограмма. Даже секс по-другому. Лучше. Больше нет комплексов. Занимаюсь сексом и думаю: «Вот это да!».
Метамфетамин вытеснеяет другие наркотики
Три года Патрик из Ландсхута и Пиа из Мюнхена нюхали метамфетамин или мет, как его обычно называют. Его можно курить или даже вкалывать. Это своего рода стимулятор, наподобие амфетамина или экстази, только мощнее и с более сильными побочными эффектами.
Многие наркозависимые уже через несколько месяцев после начала потребления превращаются из энергичных людей в зомби. Мет высвобождает огромные количества нейротрансмиттеров. Таких как вырабатывающий гормон счастья серотонин, дофамин или подавляющий стресс норадреналин.
И через какое-то время мет начинает повреждать нервные клетки головного мозга. Потребители борются с параноей и бесконечной бессоницей. Становятся агрессивными, перестают чувствовать голод, жажду и боль. Сначала наркозависимый теряет вес, затем зубы и, в конечном счете, здравый смысл.
На протяжении десятилетий героин и марихуана занимали большую долю рынка наркотиков Германии. Но теперь метамфетамин вытесняет «конкурентов». И неизвестно насколько быстро и в какой степени он это сделает.
По информации Федерального ведомства криминальной полиции число людей, впервые попробовавших мет, достигло 51% в 2012. «Это означает, что метамфетамин уже превзошел героин в отношении новых потребителей», - пояснил Роланд Хэртел-Петри, доктор специализирующийся на лечении зависимости в городе Байройт(Бавария).
«Мет заполняет нашу страну», - написал он в своей книге, опубликованной в этом году. Специалист уверен, что такие признанные критиками сериалы как «Во все тяжкие», где учитель химии становится наркодилером, дают слишком много лишней информации об этом «дерьмовом и идиотском веществе».
«Нам нужно больше образования в этой сфере»
На баварской территории Верхней Франконии и в восточно-немецкой земле Саксония число страдающих от метамфетаминовой зависимости и обращающихся за помощью превышает число больных алкоголизмом. «Нам нужно больше образования в этой сфере», - призывает Марлен Мортлер, новый федеральный уполномоченный правительства по борьбе с наркоманией, член партии консерваторов CSU (Христианско-Социальный союз). В отличие от своего предшественника, Мортлер планирует открыто обсуждать проблему потребления метамфетамина в Германии.
А вот член либеральной FDP (Свободная демократическая партия) Мехтхильд Дикманс считает, что если меньше говорить об этом наркотике, люди будут меньше хотеть попробывать его. Для Мортлер же это вообще не вариант. Ее избирательный округ находится в Средней Франконии, области с очень высоким уровнем распространения потребления мета.
«Все указывает на то, что наркотики распространяются не только на территориях вдоль немецко-чешской границы, но и дальше - особенно в крупные немецкие города», - утверждает Мортлер. В 2012 году по всей Германии было зарегистрировано 3 500 случаев употребления метамфетамина, что в восемь раз больше чем в 2006.
Наиболее распространенный способ изготовления наркотика – химическое восстановление эфедрина, который помимо различных веществ также содержится в сиропе от кашля, изготавливаемом в рабораториях Чехии. По подсчетам экспертов ежегодно в Чехии производится шесть тон метамфетамина.
Следователи находили наркотики в ножных протезах, детских сидениях и магнитных ящиках, которые наркоторговцы прикрепляли к машинами ничего неподозревающих туристов. Грамм мета стоит 25 евро (35 долларов США), а в районах около границы – 60. В более отдаленных крупных городах цена уже достигает 120 евро за грамм.
Бывший дилер рассказывает, что в Нюрнберге на улице можно купить любой наркотик, кроме мета. По его рассказам он продавал наркотики бухгалетрам, рабочим со сборочных линий и даже полицейским.
Широко распространенный наркотик
Для того, чтобы «подготовиться к проведению целенаправленной превентивной работы», Мортлер презентовала исследование Федерального министерства здравоохранения о «группах лиц, которые злоупотребляют амфетамином и метамфетамином». В Германии это первое исследование о метамфетамине, профинансированное государством.
Исследователи из Гамбургского междисциплинарного центра исследования зависимости разговаривали с потребителями мета в реабилитационных заведениях, центрах поддержки и на онлайн-форумах с целью выделить целевую группу среди наркозависимых.
Специалисты в области лечения зависимости и уполномоченные по борьбе с наркоманией беспокоятся, что метамфетамин даже более популярен, чем другие наркотические вещества, такие как марихуана и героин. Мет – это не просто наркотик для клубных вечеринок в пригородах и крупных городах. Многих людей к потреблению мета подталкивает желание повышения эффективности.
Эксперты выяснили, что половина зависимых от мета подсаживаются на наркотик не только в поиске «приятных ощущений», но и из-за работы. Третья часть опрошенных людей назвала «школу и учебу» в качестве причины, побудившей к началу употребления мета. Наркотик часто рекомендуют знакомые. «Самый распространенный путь начала употребления амфетамина и метамфетамина – друзья, знакомые или партнеры», - сообщает исследование.
«Такой кайф»
Когда Патрик первый раз попробовал мет, он проходил квалификационный тренинг в качестве технического специалиста по системной информатике в дата-центре интернет-провайдера. Управление, учет, вычислительная техника, затем девятимесячная практика и три месяца подготовки к экзамену. И один из друзей сказал Патрику: «У тебя все получится, если попробуешь мет».
Патрику прислали наркотик по почте дилеры из Хемница. 60 евро за грамм. «В начале это такой кайф, когда ты можешь контролировать ситуацию», - вспоминает он. «Я просыпался, нюхал, пил кофе, шел на работу и мог пахать без перерыва. И моему шефу это нравилось». Но мет работает не только как стимулирующее средство. Он затягивает людей. За так называемым «приходом» и подъемом сил наступает мощный спад.
И уже через полгода Патрик вообще потерял способность концентрироваться. Он не мог встать с кровати утром. Началась паранойя, он бросил работу.
Ситуация ухудшилась, когда Патрик перешел с мета на так называемые «легкие наркотики». Он заказывал психотропное вещество под названием метилендиоксипировалерон через интернет. В Германии его не считают наркотиком. Здесь это просто химическое вещиство, используемое в научных целях. Зато стоимость в два раза дешевле по сравнению с метом. Так что Патрик со своим пособием по безработице мог его себе позволить.
Наркотик для нашего беспокойного времени
"Метамфетамин соответствует духу нашего времени», - предупреждает нарколог Аннегрет Зиверт, лечащий от зависимости в реабилитационной клинике Хохштадт около Байройта. «Нам всем нужно выполнять больше работы за меньшее время».
Клиника предлагает тренинги для работодателей в промышленных зонах, кто хочет научиться распозновать потребителей мета среди своих сотрудников. «Если кто-то работает слишком хорошо, нужно обратить на это внимание», - советует эксперт.
По словам Зиверт в Байройте метамфетамин распространяется между коллегами – разнорабочими, заводскими и водителями грузовиков. Рано или поздно многие из их числа оказываются у нее в офисе. Перед ней часто оказываются сильные мужчины, которые не особо привыкли говорить о своих чувствах. Самый старый пациент уже почти на пенсии. Это бывший баварский чемпион в метании копья, который начал принимать метамфетамин, чтобы не отставать от молодых людей в спорте и на работе. Он принимал наркотик в течение 30 лет.
Но те, кто сидит на нем, боятся не только отстать по работе. Исследование Министерства здравоохранения среди прочих групп риска называет родителей.
Если вы обратитесь к лечащему от зависимости терапевту, как например Клаудиа Адамчук из города Эрфурт (в федеральной земле Тюрингии), вы узнаете, что употрбеление мета распространено среди беременных. Наркотик принимают, чтоб бороться с недомоганием или чтобы потерять вес. «Вместо того чтобы принять тот факт, что нельзя делать все одновременно – растить детей, выглядеть хорошо, убирать квартиру, заниматься сексом и быть успешной – женщины выбирают мет в поисках ощущения, что они могут все».
По подсчетам Адамчук, 40% ее пациентов – женщины. Интересно заметить, что многие обращающиеся к ней за помощью никогда не употребляли какие-либо тяжелые наркотики. «От девушек все больше ожидают усердной работы, уверенности в себе и самоутрвеждения», - рассказывает специалист. Подобное давление приводит к тому, что застенчивые люди боятся провала.
Одна студентка, которая надеялась, что метамфетамин поможет ей лучше написать курсовую работу, рассказывает: «Я хотела почувствовать, что у меня все под контролем». Вот вам и пугающая, но совершенно банальная причина употребления тяжелых наркотиков. Но на самом деле, это одна из основных причин, почему многие женщины не могут остановиться принимать их.
В попытке успеть сделать все
Эмма (имя было изменено) – 22-летняя мать из Пассау. В углу ее квартиры на чердаке стоит замок Барби, пластмассовые пони и огромная надувная лошадь. А на стеклянном столе перед телевизором лежит пакетик маленьких мутных кристаллов. «Выглядит как метамфетамин», - говорит Эмма. Но по ее словам это всего лишь дорожная соль, дешевый растворитель.
После беременности она ряшила завязать. Тот период был ужасно изматывающим. Рано утром ей нужно было ходить на обучение в кондитерской, а по вечерам укачивать ребенка.
Она начала готовить мет сама. В интернете даже есть видео под названием: «Если можешь печь печенье, то сможешь приготовить и метамфетамин». В нем наркозависимые американцы показывают зрителям, как можно приготовить его с помощью стеклодувной горелки и лекарства от простуды.
Уже скоро Эмма готовила мет не только для себя. И смогла позволить себе квартиру в 240 кв. метров на крыше в Пассау.
По ее словам, она была чистой полгода. Но две недели назад снова вернулась к наркотикам. Теперь она может доставать мет у соседей двумя этажами ниже. «В Пассау полно дешевой наркоты», - говорить Эмма. Уже не нужно делать мет самой.
Метамфетаминовые дети
Дочка Эммы живет со своей бабушкой. Но многие «метамфетаминовые дети», как их называют в иследовании Министерства здравоохранения, живут в приютах или в домах со своими родителями. Только в прошлом году суд Верхней Франконии постановил забрать семь детей у их родитилей, употребляющих мет, зачастую ведущих себя агрессивно и грубо.
Работникам местного управления по делам молодежи часто трудно распознать, употребляют ли в проверяемых домах метамфетамин. Наркозависимые часто выглядят совершенно нормальными.
Институт «3L» в турингском городе Йена предложили провести серию специальных конференций о метамфетамине для социальных работников и сотрудников вышеупомянтых местных управлений. Как рассказала директор Яна Юхран, когда конференция проводилась в первый раз, участники «забили весь зал». Также были хорошо востребованы информационные тренинги, касающиеся беременности и метамфетамина.
Такой большой спрос связан с тем чувством беспомощности, испытваемом многими людьми, работающими с молодежью.
Юхран рассказала о супружеской паре наркозависимых, которые отправили своего 11-летнего сына продавать наркотики. Соцработникам подтребовалось много времени, чтобы понять что происходит. «Зачастую условия такие ужасные. И тебе даже не хочется их видеть», - заключила она.