Технологии не только помогают автоматизировать устоявшиеся формы организации бизнеса, но и переиначивать их структурно. Так произошло с одной из классических моделей по сдаче автомобилей в аренду. Различные трекеры и навигаторы, управление которыми централизуется при помощи программного обеспечения, позволило таким компаниям значительно облегчить свою конструкцию. Дело не только в снижении большей части операционной нагрузки, но и в возможности обеспечить тщательный контроль за машинами. Vласть попыталась отследить то, какие преимущества даёт техника на примере казахстанского сервиса каршеринга Anytime.
Сервис каршеринга Anytime был зарегистрирован на территории Казахстана в начале июня 2018 года, а работу начал несколько месяцев спустя – в октябре. Компания, по словам её генерального директора Алмаза Ахпарова, входит в состав холдинга MicroCapital Group, единственный акционер и бенефициар которого – итальянский предприниматель Винченцо Трани. Одним из направлений бизнеса его холдинга является каршеринг. Впервые этот сервис он запустил в 2015 году в Москве под брендом «Делимобиль». К сегодняшнему дню он разросся до 11 городов и автопарка размером более 7000 машин. В 2017 году холдинг решил развивать бизнес за пределами России. Двенадцатым городом, в котором он был запущен, стал Минск, а тринадцатым – Алматы. Летом 2019-го компания вышла на рынок Чехии, начав работу в Праге.
На полноценное развёртывание бизнеса компании потребовалось порядка 3,5 месяцев. Её штат в Алматы приближается к 40 сотрудникам, треть из которых – механики. Они отвечают за все процессы по уходу за автомобилями: заправку, мойку, проверку на работоспособность и транспортировку в случаях, когда они находятся в отдалённых местах. Наряду с этим у Anytime есть две линии колл-центра, одна из них – собственная, а вторая – на аутсорсинге. Первую линию обслуживают 15 человек, отвечая, как правило, на вопросы консультационного характера. С более специфическими случаями работают 6 штатных сотрудников колл-центра. Вместе с тем у Anytime есть команда логистов, состоящая из 4 человек. Они, как правило, составляют пул задач для механиков. Все остальные сотрудники компании занимаются юридическими, операционными, финансовыми, маркетинговыми и клиентскими задачами, а также вопросами безопасности. В каждом из этих департаментов работает по 1-2 человека. «Мы не сторонники того, чтобы распылять наш штат», - поясняет Ахпаров.
Алмаз Ахпаров, фото Данияра Мусирова
Чем каршеринг отличается от классической услуги аренды автомобиля? Главное отличие, по словам гендиректора, состоит в экономии времени и простоте процесса. Обращаясь за классическими услугами аренды, клиент тратит очень много времени на то, чтобы начать пользоваться этим сервисом. Массу времени занимает первичная процедура регистрации, а вместе с тем требует большого числа сопроводительных документов. Возвращение же автомобиля и вовсе может занять несколько часов, в течение которых будет выявляться наличие всевозможных дефектов. Кроме того, помимо платы за пользование услугой, клиент должен оставить задаток, чтобы дать арендатору как можно больше гарантий возврата автомобиля в целости и сохранности.
Совсем иначе дело обстоит, когда вы обращаетесь к услугам каршеринга. Чтобы начать пользоваться услугами Anytime, автолюбителю достаточно скачать приложение, пройти регистрацию, сделав для этого селфи, фото прав и удостоверения личности, а также привязать банковскую карту к своему профилю. В процессе регистрации необходимо потратить время лишь на то, чтобы ознакомиться с договором, который является электронной офертой. «Не нужно куда-либо ехать и кому-то писать. Мы не просим никакого залога. В общем и целом, регистрация у нас занимает 15 минут, если нет никаких замечаний к качеству фотографии и вопросов касательно нашего сервиса у самого клиента. Через 15-20 минут он уже может арендовать наш автомобиль, который к началу использования будет заправлен, помыт и застрахован», - подчеркнул гендиректор.
По его словам, от клиента не требуется тратить деньги на обслуживание автомобиля, даже на оплату парковки: «Мы самостоятельно решаем обширный пул проблем, чтобы клиент ни о чём не думал и просто радовался поездке. В конце каждой из них мы лишь списываем фактическую сумму, которая составляет 19/44 тенге за минуту, в зависимости от времени поездки.
Перед тем как выйти на казахстанский рынок, Anytime проводил большое маркетинговое исследование. Компания изучала то, в каком городе стоит начать бизнес и насколько в нём развита карточная система. Это, по словам Ахпарова, критический момент – без карточных платежей сервис вообще не смог бы функционировать. Не менее важными для компании были показатели проникновения интернета, распространённости смартфонов и финансового достатка населения. Последний, однако, не был слишком определяющим. Anytime, по признанию гендиректора, пытается быть достаточно гибким в вопросе ценообразования: «Годовое содержание собственного автомобиля в среднем обходится алматинцу в 1 млн. тенге. C нашим тарифом от 19 тенге каршеринг становится одной из наиболее доступных транспортных услуг». Если, однако, суммировать результаты маркетингового исследования, то типовой портрет клиента Anytime выглядит следующим образом: это человек 25-37 лет, который не имеет автомобиля или делит его с другими членами своей семьи. «Мы предлагаем услугу всем тем, у кого нет возможности приобрести автомобиль, но есть права и потребность в его использовании», - поясняет Ахпаров.
На старте проекта его автопарк насчитывал 100 автомобилей Volkswagen Polo с полной комплектацией. При этом первые положительные результаты Anytime зафиксировал уже спустя 7 дней. За это время у компании появилась база из 28 тыс. зарегистрированных клиентов, а их машины арендовали не менее 13-15 раз в сутки. Первой полной загрузки автомобилей сервис достиг 31 декабря. «Под конец нового года мы скупили все автомобили Volkswagen Polo по Казахстану и расширили их число до 140 единиц. К этому моменту наш парк увеличился до 340 автомобилей. Каждый квартал мы добавляем в него по 100 машин и до конца года планируем закупить ещё 160, чтобы довести его до 500 автомобилей. А если говорить о базе клиентов, она увеличилась до 90 тыс. человек. Из них регулярную активность проявляют более 10 тыс. Каждый автомобиль в среднем арендуется по 10-12 раз в день. Тем самым наш автопарк загружен на 70-75%», - рассказал о нынешней результативности компании Ахпаров.
Ядром сервиса Anytime является мобильное приложение. Каршеринговый бизнес, по словам гендиректора, по-разному работает во всех странах. В Казахстане он строится именно вокруг мобильного приложения. Через него выполняются все операции, связанные с автомобилем: открытие и закрытие замков, контроль уровня топлива, замер температуры и ряд других. Гендиректор настаивает, что технологии, которые применяет компания – одни из самых последних: «Жизнь активно срастается с IT. Поэтому нам необходимо постоянно наблюдать за последними разработками. Если мы будем отставать, то это скажется на жизнеспособности нашего сервиса. Страшно представить, что было бы, если бы мы ограничились только стандартным набором функций».
Ахпаров подчёркивает, что если рассматривать пример Токио – а сегодня это самый крупный город по количеству машин каршеринга, – то даже они используют несколько устаревшую карточную систему для управления автомобилями. Что, впрочем, не мешает им задействовать большое количество других новейших разработок. Основной риск карточек состоит в том, что их довольно легко потерять и тогда человек на определённое время теряет возможность арендовать транспорт. Плюс, некоторые игроки рынка не получают сведений о состоянии машин, потому что они нигде не консолидируются. «У нас же всё завязано на цифрах. Мы постоянно мониторим ситуацию и знаем, сколько в среднем пользуются нашими автомобилями, сколько по каждому было превышений скорости и штрафов. Так мы получаем представление о том, как в дальнейшем нам лучше сопровождать клиентов и какие проблемы у нас могут возникнуть с автомобилями. То есть, всё это позволяет нам минимизировать множество рисков и связанные с этим финансовые издержки, включая угон машин».
В связке с приложением Anytime повсеместно использует GPS-трекеры. Они дают представление об общем состоянии автомобиля, особенно той его части, что связана с поведением клиента во время вождения. Какая бы внештатная ситуация не происходила, сотрудники компании сразу получают уведомление: будь это нарушение скоростного режима, эвакуация машины на штрафстоянку, попытка клиента открыть капот или вовсе открутить колесо. Таких случаев, отмечает Ахпаров, у компании ещё не было, но на всякий случай её специалисты предусмотрели определённые механизмы защиты.
Однако центральным техническим компонентом сервиса является мобильная связь. В GPS-навигаторах Anytime установлены сим-карты, которые позволяют отследить, куда направляется автомобиль.
В контексте мобильной связи он обратил внимание на использование технологии Центр управления IoT от Beeline, которая позволяет существенно оптимизировать расходы по этой статье. Другим важным преимуществом системы является личный кабинет, формирующий множество необходимых статистических данных. Как правило, эти сведения позволяют оценить качество связи в определённых районах, после чего Anytime передаёт их оператору для улучшения сигнала. Одновременно с этим Jasper позволяет выгружать документы для бухгалтерии, касающиеся расходов по мобильной связи. Это избавляет от необходимости запрашивать их у оператора, экономя время и силы сотрудников. Более того, Центр управления IoT предоставляет серьёзный аналитический ресурс, позволяя контролировать работоспособность сим-карт и планировать решения по устранению технических проблем. По словам Ахпарова, этот задел критически важен, когда компания пытается управлять большим количеством постоянно подвижных автомобилей.
Технологии, создавая саму возможность каршерингового бизнеса, наряду аутсорсингом множества задач позволяют Anytime оптимизировать массу издержек как финансового, так и операционного характера. Всё сервисное обслуживание автомобилей компания получает у своих партнёров – крупных сетей автомоек и заправок. Это позволило ей отказаться от собственной станции, содержание которой могло бы многократно увеличить расходную часть бизнеса. К тому же весь автопарк Anytime продолжает находиться на гарантии. Благодаря этому компания получает и другое преимущество – возможность пользоваться услугами сервис-центров в режиме 24/7. Это важно, поскольку основные работы по уходу за машинами ведутся в ночное время.
Офис Anytime в Алматы
Единственная статья, которую по словам Ахпарова никак нельзя сокращать – расходы на оборудование: «Мы всегда стремимся обеспечить его бесперебойную работу. Если с техникой произойдут какие-то неполадки, это повлияет на связь со всеми автомобилями и, в конечном итоге, на устойчивость нашей бизнес-модели». Сами же машины, при этом, не представляют большой проблемы. Все 340 имеющихся у Anytime автомобилей находятся в операционном лизинге. «Привлекать деньги инвестора – крайняя мера в любом бизнесе. Операционный лизниг оказался отличной моделью для развития нашего дела. Мы не привлекаем собственные денежные средства, а финансируемся за счёт крупных локальных партнёров, покупая машины напрямую с заводов в России. Садить машины на наш баланс мы пока не думаем: к моменту окончания лизинга будет видно, насколько обе стороны договора будут заинтересованы в продлении сделки по этим же машинам или покупке новых».
В перспективе компания намерена усовершенствовать несколько сторон своего сервиса: реализовать проект мобильных заправок, снизить цены на услуги через создание специальных пакетов и бонусных предложений, а также добиться такой плотности своих автомобилей на квадрат улиц, чтобы у каждого пользователя уходило не более 7 минут на их поиск. Есть у компании и планы начать работу в новом для себя сегменте – сдаче в аренду самокатов. Более же амбициозной задачей является масштабная интеграция сервисов, когда любой клиент компании может арендовать машину в любой из стран, где действует MicroCapital Group. Ахпаров, тем не менее, настаивает, что его компания пытается дистанцироваться от традиционных бизнес-моделей, нацеленных исключительно на генерацию прибыли. Поэтому говорить о намерениях бизнеса Anytime в их привычной форме недостаточно корректно. «Мы не продаём наш сервис, это не товар, а услуга. Мы ни в коем случае не будем говорить о продаже своих услуг ради того, чтобы клиент принёс нам какую-то прибыль. Sharing-economy в глобальном понимании как раз-таки и есть предоставление услуг людям, которые могут по очереди использовать взятый в аренду автомобиль для разных целей. Конечно, это приносит пользу стране. Внедряя такие интересные проекты, мы, безусловно, поднимаем её экономику. Но этим всё не исчерпывается. Здесь достаточно указать на нашу помощь разнообразным видам туризма. Иностранцы, если их не встречает сопровождающая сторона, могут зарегистрироваться на нашей платформе и организовать все свои маршруты, обеспечив приятное пребывание в городе. Согласитесь, что гостеприимство имеет здесь предельно другое значение» - резюмировал он.