В Алматы продолжается массовая замена счетчиков учета
энергопотребления. Мы встретились с главным инженером, первым заместителем председателя правления АЖК («Алатау жарык компаниясы») Сарсенбеком Кулбаевым и спросили его о том, как
теперь заполнять квитанцию, куда деть старый счетчик и как получить акт о
постановке нового счетчика на учет.
— Сколько уже заменено счетчиков?
— Нами уже заменено свыше 80 тысяч счетчиков. Всего в Алматы необходимо установить около 520 тысяч новых приборов учета. Мы планируем это сделать до 2020 года. Все счетчики произведены отечественной компанией «Сайман», и все затраты мы берем на себя, потребитель ничего не платит. Устанавливаем счетчики двух видов: однофазные – для физических лиц, трехфазные – для юридических лиц.
— Чем эти счетчики отличаются от прежних?
— Большинство счетчиков, которые мы заменили, свой срок службы уже отработали. Часть из них имеют погрешность в работе и не соответствуют классу точности. Новые счетчики ведут более точный учет энергии. На нашем предприятии потеря электроэнергии составляет около 13-14%, это связано в том числе и с неточной работой счетчиков. Теперь их показания мы будем получать дистанционно, без контролеров, мы полностью исключим контакт с потребителем и не будем его беспокоить для того, чтобы снять показания.
— По факту получается так: человек приходит домой с работы, и счетчик лежит на полу, новый установлен и работает, но акта на него нет. Что делать? Как получить акт поверки?
— В день проведения замены прибора учета, составляется акт, потом этот акт РЭС заносит в базу данных и передает информацию в Алматыэнергосбыт и АЛСЕКО. Персонал РЭС должен вам принести ваш экземпляр акта. Хозяин квартиры должен лично расписаться при получении акта.
— А если людей целый день нет дома?
— Поэтому и сложно. Мы работаем с 8 до 17.00. Тяжело с теми людьми, у кого дома никого нет. Мы хотим еще раз объявление сделать: если вы доверяете председателю КСК, то мы можем сделать трехстороннюю подпись, и председатель КСК будет собирать акты и передавать их жильцам.
— Еще есть сложности с заполнением квитанции. Я так понимаю, сначала нужно заплатить по старому счетчику.
—Алматыэнергосбыт вам в счете укажет остаток, который на старом счетчике, нужно прибавить показания нового счетчика и оплатить.
— Если человек не получил на руки акт на новый счетчик, он может платить по нему?
— Да.
— Люди боятся, что эти счетчики будут считать иначе, и придется больше платить.
— Если счетчик работал 20-30 лет, то конечно, погрешность есть. В таких случаях из-за износа счетчиков потери составляют 5-10%. Это ложится на нашу компанию. У кого-то счетчики стоят аж с 70-х годов. У них часто бывает самоторможение, как правило, в таких случаях потребитель молчит, потому что для него это выгодно, а когда счетчик начинает мотать быстрее, то сразу хватаются за голову и бегут к нам. На эти случаи у нас есть управление метрологии, где есть лаборатория и современное оборудование по поверке счетчика. Если счетчик крутит больше или меньше, то делается перерасчет.
— С новым счетчиком можно подключаться к разным тарифам?
— Все приборы учета позволяют вести четырехтарифный учет. Сам потребитель может подключить тариф, который он хочет. Для жителей основное потребление электроэнергии приходится на время с 19.00 до 23.00. Ночной тариф используют те, у кого есть свои пекарни и другой малый бизнес. Каждый потребитель должен выбирать оптимальный для себя тариф.
— Почему счетчики устанавливаются бесплатно?
— Мы хотим использовать новые технологии, которые нам принесут прибыль. Мы ожидаем, что замена счетчиков снизит наши потери, и мы окупим затраты на установку приборов учета, и у нас увеличится доходность. Но это не мы захотели, это государство приняло решение заменять счетчики по всей стране. Сейчас у нас дефицит электроэнергии в пиковое время – вечером. Мы должны видеть каждого потребителя – сколько он потребляет. Вы знаете, у нас дополнительные мощности на ТЭЦ запускаются в течение 8 часов. Если мы срочно хотим заказать дополнительную электроэнергию у ТЭЦ, то мы получаем ее только через 8 часов. А спустя это время потребитель уже не нуждается в этой электроэнергии. ТЭЦ же за это время закупает вагоны угля, воду, запускает котел... А электроэнергия уже не нужна. Пока нас подхватывает Мойнакская ГЭС и Капшагайская ГЭС, они запускаются в течение минуты, но этого тоже не хватает. К примеру, на новогодние праздники мы вслепую прогнозируем потребление электроэнергии. ТЭЦ-2 думает: два вагона угля заказать или три, плюсовая температура будет или минусовая? Внедрение автоматизированной системы поможет понять поведение потребителей. Сейчас недостаток электроэнергии покрывает Экибастузская ГРЭС. На юг передает 1150 мегаватт, мы из них получаем 400 мегаватт. Потребление электроэнергии в этом году упало из-за теплой погоды. Но возможен дефицит, когда похолодает. Но такого дефицита как в 90-е, не будет, тьфу-тьфу-тьфу.
— Что делать со старым счетчиком?
— Его надо сдать специалисту, который заменяет счетчики, он отнесет его в РЭС, и оттуда отправят на утилизацию. Многие жители не хотят отдавать счетчик, считая, что он еще пригодится. Они ошибаются, счетчики нужно утилизировать.
— РЭС есть в каждом районе?
— У нас 7 районов, но они не связаны с районами города. Мы разделяем их по схемам энергоснабжения.
— Потребителям, которые год или два назад сами поменяли счетчики, вы тоже их будете заменять?
— Да, потому что таких счетчиков ни у кого нет. На старые счетчики устанавливают магниты, ломают пломбу. Есть потребители, которые думают, как воровать электроэнергию, мы думаем, как им помешать, это бесконечная борьба. Новый счетчик так устроен, что если человек начнет использовать разные ухищрения, нам сразу же поступит сигнал. Пока сигналов не было.
— Поскольку отпала необходимость в контролерах, что теперь с ними будет?
— Контролеры будут переведены на другую работу. Это низкооплачиваемый труд, и у нас всегда была нехватка людей. Один контролер должен обходить 800 квартир в день, но из-за нехватки персонала эта норма не выполнялась.