Vласть поговорила с генеральным директором Института ботаники и фитоинтродукции Гульнарой Ситпаевой о планах развития алматинского ботанического сада, его соседстве с АЗС и проблемах, которые нужно решить.
Ботанический сад был заложен в 1932 году, тогда его площадь составляла 108 гектаров, сейчас — 103. Во времена СССР сад был в подчинении Академии наук, после распада Союза, его передали министерству образования и науки.
Центральные ворота в ботанический сад. Фотография из паблика, посвященного саду.
Строительство оранжереи, 1936 год.
Сейчас в штате Института ботаники работают 196 человек, из них 105 — научные сотрудники, остальной штат — административное управление, агрономический и агротехнический отделы. «Нам нужен 1 рабочий на 1 гектар, то есть как минимум 100 человек, а на деле у нас всего 28 сезонных рабочих», — говорит генеральный директор Гульнара Ситпаева.
В институте есть 18 грантодержателей по различным научным проектам, большая часть исследований связана с выездами в экспедиции. По словам Гульнары Ситпаевой, часть материала из таких экспедиций привозится в ботанический сад для сохранения. За последние годы был создан банк семян дикорастущих растений флоры Казахстана, где уже сохраняются порядка 430 видов растений, это маленькая часть, собранная за 3 года. Со всего Казахстана собрано порядка 3,5 тысяч образцов семян. «У нас два режима хранения, как положено по международным стандартам, - рассказывает директор. - Рабочая коллекция, которая используется постоянно, и базовая, которая закладывается на долгосрочный период. Последнюю не трогают в течение 20-30 и более лет. В этом году осенью на участке цветочно-декоративных растений мы посеяли 80 образцов лука рода Аllium. Подготовлены для посадки порядка 90 образцов семян красивоцветущих растений флоры Казахстана, среди них ирисы, тюльпаны, пионы. Более того, создан репродукционный питомник ценных косточковых плодовых растений Казахстана. Там сейчас высеяны семена груши, сливы, миндаля, абрикоса обыкновенного и другие».
В саду есть 4 территории: экспозиционная зона, в ней сконцентрированы основные коллекции и проходят экскурсии; общественная зона: научная зона, где ставятся разработки; административно-хозяйственная зона, к ней относятся питомники. За счет одних зон расширяются другие.
Как нам уже рассказывал заведующим лаборатории дендрологии института ботаники Сергей Чекалин, проблема озеленения города связана в первую очередь с нехваткой воды. Эта проблема не обошла стороной и ботанический сад. В 2015 году для ее решения была пробурена скважина глубиной 240 метров. «Наши насаждения испытывали серьезный дефицит полива, - сетует Ситпаева. - Проблема с водой была со второй половины 80-х годов. Тогда были пробурены первые артезианские скважины. В конце 80-х рабочая глубина скважины была 180 метров, а сейчас 240, это настолько опустились водоносные горизонты. Скважины пробиваются в верхней части города, ближе к проспекту аль-Фараби, чтобы потом вода шла самотёком».
Vласть интересовал вопрос того, как представители сада относятся к соседству с АЗС.
«Соседство с АЗС ничего положительного для насаждений не дает. Ее поставили в 1992 или 1993 году, конечно, ботанический сад это не радостно воспринял. Это опасный источник пожара, но, слава богу, за все эти 20 с лишним лет ничего не было».
Осенью появилась информация о том, что на территории, прилегающей к ботаническому саду, появится музей современного искусства. Гульнара Ситпаева ее подтвердила, уточнив, что на самой территории института такой объект был бы невозможен. «Музей будет за территорией ботанического сада. В рамках концепции развития ботанического сада такой объект привлек бы внимание граждан. Таким образом, откроется второй вход в сад со стороны аль-Фараби».
Над концепцией развития ботанического сада начали работать в 2014 году. «Мы видим современные ботанические сады в Европе, Азии и Америке. Мы также задавались вопросом, как сделать сад более привлекательным для людей. К разработке концепции присоединилась английская компания Lord, которая ранее уже занималась модернизацией крупных ботанических садов».
Параллельно в это же время инициативными людьми был создан «Фонд развития главного ботанического сада». За счет средств, собранных этим фондом, и была привлечена компания Lord. А вот разрабатывать мастер-план будут испанские архитекторы.
По словам Гульнары Ситпаевой, в 2015 году сад посетили 30 тысяч человек. «До 2008 года он был закрыт для посещений, это были экскурсии для школьников, студентов и отдельных групп, — отмечает директор. — В 2008 году мы решили полностью открыть сад для посещений за небольшую сумму: 100 тенге для школьников, 200 для студентов, 350 для взрослых».
В будущем планируется реконструкция или строительство новой оранжереи, строительство новых теплиц, поскольку старые не были достроены, а системы уже устарели. «Кроме того, мы надеемся повысить самоокупаемость ботанического сада за счет того, что будет усилена его привлекательность. Надеемся, что 30 % от бюджетного финансирования будут привлечены за счет экскурсий. В этом помогут две входные группы, сад скульптур, новая оранжерея, сад для развития детей. Планируются различные выставки. Это долгосрочный проект. На данном этапе выполнена концепция, делается мастер-план. Со следующего года будем привлекать средства», — рассказывает Гульнара Ситпаева.
Но первоочередная задача — реконструкция оросительной системы, дорожно-тропиночной сети и освещения.
Кроме того, на месте старого высохшего бассейна планируется сделать «Сад сердец» для влюбленных пар. Сейчас одним из знаковых мест является японский сад, его начали делать в 2010 году, но он еще не завершен. Это первый хороший опыт со сторонним спонсированием.
Но основной объем финансирования – это государственные средства, которые получают на основе конкурсов на научные программы. «Мы выиграли финансирование по 18 проектам и 2 программам, — делится директор. — У Сергея Владимировича был интересный проект по формам абрикоса. Проблема в том, что под городом абрикос нормально плодоносит один раз в 3-4 года, остальное побивается холодами. Мы в природной популяции Казахстана нашли форму абрикоса, которая к этому устойчива».
Другой источник финансирования – различные международные фонды, организации, международные партнеры. Вместе с ними институт реализует проекты. «За эти годы был реализован проект по изменениям климата с институтом географии и экологии СУАР. Проект с Японией по солодке уральской, совместные экспедиции по сбору семян с Миссурийским ботаническим садом и так далее. В связи с появлением у нас банка семян нас стали узнавать на международном пространстве, поступили предложения по дальнейшей работе. С национальным институтом биоразнообразия Кореи планируем выпустить атлас семян семейства губоцветных», - с гордостью рассказывает генеральный директор института ботаники.
Ботанический сад находится под управлением министерства образования и науки. И периодически возникают разговоры о том, что сад должен перейти в управление города.
«Вот отвечу на примере, — говорит Сергей Чекали. — В Шымкенте давно создан дендрологический парк. Не очень надежно быть под муниципальным крылом, из него уже 4 гектара взято на резиденцию акима, сейчас они берут еще 6. Сад, который развивался 80 лет, нельзя подвергать такому риску».
Гульнара Ситпаева считает так: «У нас основная задача — научная, это одно из первых научных учреждений Казахстана. Мы находимся в городе и помогаем ему, он помогает нам. У нас часто проводятся совместные субботники. Но что касается нашей принадлежности к коммунальному хозяйству, это не подходит для ботанического сада по его статусу».