Архитектор из Дании Ян Гейл, которому в этом году исполнится восемьдесят лет, был приглашен в Алматы акиматом города. Уже знакомый многим алматинцам датчанин, архитектор и урбанист с мировым именем провел в Алматы шесть лекций для акима и его замов, представителей акимата, градсовета, студентов-архитекторов и строителей. В среду он встретился с общественниками и представителями неправительственных организаций.
Местом встречи стала альма-матер всех строителей, дизайнеров и архитекторов — Казахская головная архитектурно-строительная академия.
Свою лекцию Гейл начал с Копенгагена 1960 года, — именно тогда в городе была создана первая пешеходная улица. Пятьдесят пять лет назад многие относились к этому скептически. «Слишком холодно, чтобы ходить пешком, говорили они», – сказал Ян Гейл, который в том году только окончил Датскую королевскую академию искусств.
— Меня учили быть хорошим модернистом. Город должен застраиваться так, чтобы с высоты птичьего полета картинка выглядела хорошо. Затем я женился. Моя жена была психологом, – вспоминает архитектор.
Она спрашивала супруга о том, почему архитекторы не интересуются людьми; почему не изучают то, как человеку живется в зданиях, которые моделируют архитекторы? Найти ответы на все эти вопросы Гейл не мог. Тогда он вернулся в академию, чтобы 40 лет заниматься исследованиями, узнать то, чему его не учили, когда он был студентом.
Он изучал влияние зданий на настроение и самочувствие людей. Как выяснилось, таких исследований не проводилось ни тогда, ни сейчас. Один из главных трудов Гейла – книга «Город для людей» была переведена на множество языков, в том числе и на казахский. Сам автор признается, что это еще не все:
— Эта книга оказала огромное влияние на многие города по всему миру. Все мои книги были опубликованы в Китае, но судя по тому, что они продолжают строить такие здания, – Ян Гейл указал на упирающийся в небо комплекс небоскребов, – у них не было времени их прочесть.
Прежде, чем перейти к обсуждению Алматы, архитектор предупредил, что в каждом городе, куда его приглашают в качестве консультанта, он слышит одно и то же: «У нас не тот климат, у нас не тот менталитет, люди не смогут отказаться от машин». Тем не менее, Гейл отметил, что эти города постепенно или же революционно, но все же начинают меняться в лучшую сторону.
После этого датчанин перешел к рассмотрению сильных и слабых сторон Алматы:
— Во-первых, Алматы располагает уникальным природным потенциалом – город расположен близко к природе. Первое, что меня впечатлило – это большое количество зеленых насаждений. Другая вещь, бросающаяся в глаза – широкие улицы. Когда я увидел их, я подумал: «О, широкие улицы! Это значит, что огромное количество машин постоянно въезжает в город». Но широкие улицы также могут быть хороши, если знать им применение: можно создать выделенные полосы для общественного транспорта и велосипедные дорожки, островки безопасности для пешеходов, – сказал Гейл.
Далее он обратил внимание на культурное и историческое наследие города, отметив бывший Дом правительства, а ныне здание Казахско-британского технического университета. Но что более важно – это большое количество студентов, живущих в Алматы:
— Каждый седьмой житель Алматы – студент. Фантастика! Кроме того, я заметил, что ваши студенты намного богаче тех, которых я встречал ранее. Посмотрите, у них есть машины, хорошие машины, – с иронией заметил архитектор, показывая фотографию паркинга КБТУ.
Среди проблемных моментов в Алматы, Ян Гейл в первую очередь отметил автомобильную загруженность — количество машин на тысячу алматинцев в три раза превышает количество машин на тысячу жителей Копенгагена. Второй главной проблемой датчанин назвал загрязнение воздуха. В Алматы количество респираторных заболеваний выше средней цифры по стране. Для того, чтобы Алматы наконец стал городом для людей, а не для машин, количество автомобилей следует сократить, а тротуары освободить от несанкционированной парковки.
Третья проблема города – катастрофическая нехватка удобного пространства для пешеходов на улицах города. Ян Гейл – известный противник всяческих надземных и подземных пешеходных переходов:
— Как вы заметили, на наших визуализациях очень много зебр. Это еще одна наша концептуальная рекомендация. Не просто постараться, а убрать подземные и надземные пешеходные переходы и позволить людям пользоваться пространством улиц, чтобы они могли переходить без ступенек, по зебре.
Подземные и надземные пешеходные переходы — это что-то пришедшее из советской системы, когда человек не должен был преграждать путь, его не должно было быть на пути у машины, – заключил приглашенный эксперт.
К визуальным проблемам Гейл отнес визуальную загрязненность – разномастная наружная реклама очень уродует внешний облик города в целом:
— Очень много визуального мусора в городе. Много рекламы и баннеров, которые отвлекают взор, замыливают его. За ним не видны удачные архитектурные решения. Хочется взять метлу и убрать это, – перевела для аудитории переводчица Гейла, после чего слушатели одобрительно зааплодировали.
Архитектор заметил, что современная застройка Алматы напоминает модернистскую – огромные пространства, большие кварталы, редкая застройка. Такая, как у бизнес-комплекса «Нурлы тау». Все это, по его мнению, создает некий дискомфорт. Более уютной в данном случае кажется старая застройка с небольшими, плотно застроенными кварталами и близко расположенными друг к другу зданиями:
— По мере дальнейшей застройки, очень бы хотелось, чтобы архитекторы черпали вдохновение из старой, более плотной и мелкой структуризации кварталов.
На основе исследования, которое провели специалисты из урбанистского бюро Гейла, были созданы рекомендации по улучшению городской среды Алматы:
— Плюсы и достоинства города нужно высветить, сконцентрировать на них внимание, правильно преподнести. В городе есть прекрасная арычная система, которая сейчас не используется. Ее можно было подчеркнуть, наполнить водой. Сделать так, чтобы в городе вода играла большую роль.
По мнению архитектора, транспортная ситуация в Алматы застряла в середине XX века. Сейчас, в условиях нового времени, нужен баланс, учитывающий пешеходное и велосипедное движение, полосы для общественного транспорта. Также Гейл акцентирует внимание на развитии парков, площадей и скверов — рекреационных мест для горожан.
В качестве примера Ян Гейл показал свое видение нескольких перекрестков города. На всех из них — большое количество гуляющих по ровным тротуарам людей, велодорожки и велосипедисты, а главное – минимум машин. Это и значит город для людей.
Конечно, это не все рекомендации по городу, лишь основная их часть. Более подробно с работой датского бюро можно на сайте акимата Алматы.
После лекции глава экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов выбил себе время у микрофона, более того, он решил выйти к трибуне. Отведенные под вопросы из зала пятнадцать минут, оказались под угрозой срыва, потому как получивший слово экологический активист, хотел сказать иностранному гостю намного больше, чем позволял регламент. Хорошо знающие Мэлса Елеусизова присутствующие возмутились и попросили говорящего удалиться и дать слово другим. Но он был непреклонен до тех пор, пока микрофон не отключил модератор. После этого Гейл вручил Елеусизову свою визитку.