В минувшую субботу в Алматы открылся магазин журналов и виниловых пластинок «Букла». Его создатели – Даша Климова, Настя Гончарова и Томми Симпсон – хотят сделать место, где могли бы встречаться совершенно разные люди, которых объединяет любовь к культуре, музыке, виниловым пластинкам, журналам и кофе. Vласть поговорила с ними о том, почему люди устали от интенсивного потребления музыки и хотят чего-то существенного, почему магазин не гонится за сверхприбылью и готов экспериментировать в ущерб себе, и почему в Алматы нужны места, объединяющие разные группы людей.
Как вы решились открыть этот магазин и с чего все началось?
Томми: Для меня прошлый год был полон изменений. Я приехал в Казахстан из Калифорнии и встретил Дашу. Еще за это время я познакомился с множеством замечательных людей. Постепенно я начал замечать, что их объединяет любовь к хорошей музыке, а некоторые из них слушают и виниловые пластинки. Но в Алматы ниша подобных магазинов практически свободна, особенно если говорить о маленьких виниловых бутиках. В Калифорнии, к примеру, их очень много. И, я думаю, наш магазин станет отличным экспериментом - мы сможем увидеть, насколько жизнеспособна эта идея в Алматы. Концепт нашего заведения прост - внутри, помимо теплой и уютной обстановки, есть lifestyle журналы и подборка пластинок, исполнители которых может быть не совсем из андеграунда, но, во всяком случае, и не совсем из мейнстрима.
Даша: Мы знакомы с Настей уже несколько лет и у неё была идея продавать бумажные версии различных не совсем распространенных в Казахстане журналов, а у нас – виниловые пластинки. У Насти, впрочем, уже был электронный киоск с журналами. И мы подумали, что было бы здорово объединить все в одном месте. Потому что аудитория – те, кто слушает винил и читает нишевые журналы – по большей части пересекается. Мы предполагали, что делать изначально большой магазин винила немного рискованно для Алматы, поэтому решили объединиться и добавить к этому кофе, чтобы люди могли здесь просто собраться, оторваться от дел, послушать музыку и расслабиться. Также по выходным, в теплое время года, мы хотим ставить на улице столики, чтобы у нас могли собираться музыканты и играть что-нибудь для себя, друзей и прохожих.
Изначально, когда вы думали над концепцией магазина, какая мысль приходила вам в голову – что вы создаете место для узкого круга эстетов или среду, которая попытается объединить разный круг людей?
Томми: Я думаю, что оба варианта в равной степени верны. В нашем ассортименте что-нибудь для себя могут найти и люди с более высоким вкусом, и люди, которым просто нравится хорошая музыка. Сам я получаю большое удовольствие, когда люди заходят и просят порекомендовать что-нибудь, если они затрудняются с выбором. Видно, что они готовы воспринимать музыку, и потенциально она может им понравиться. Во всяком случае, мне нравится помогать людям отыскивать что-то новое и неожиданное для них.
Настя: Я бы еще добавила, что мы все равно смотрим куда-то в сторону европейской и американской культуры, где есть много маленьких мест, у которых нет сверх коммерческих амбиций, и люди занимаются этими проектами для удовольствия. В одном месте ты, допустим, можешь поесть каких-нибудь авторских бургеров, во втором послушать музыку, в третьем просто провести время с друзьями. Это микробизнес, который делает жизнь окружающих разнообразной, интересной и многосторонней. Я думаю, что у нас как раз одна из таких попыток. Всегда, когда ты возвращаешься из заграничных поездок, ты проникаешься множеством подобных мест, причем каждый делает что-то уникальное и непохожее. Это честный и частный бизнес, когда ты делаешь все своими руками и головой, анализируешь, получаешь моментальную обратную связь и получаешь удовольствие от того, что полдня просто болтаешь с посетителями. Это сильно отличается от большого корпоративного бизнеса, и, как мне кажется, привносит много эмоций в общую картину города.
Даша: Это абсолютно верно. Мы сразу поняли, что не хотим делать сеть магазинов, а хотим одно заведение, где часто могли бы находиться сами. Нам показалось, что в проекте должно быть наше личное участие.
Выходит, что вы на этот проект смотрели больше с энтузиазмом, чем с намерением сделать бизнес, который бы приносил какие-то, пусть и не огромные, но деньги?
Даша: У каждого из нас есть сторонние и основные источники дохода, но для нас, конечно же, важно, чтобы все окупалось. И в то же время мы понимаем, что никакие миллионы этот магазин не принесет. Пока (смеется). Это больше дело для души, дополнительное хобби для каждого из нас.
Настя: Да, это в то же время попытка посмотреть на то, способны ли хобби и личные увлечения превратиться в какую-то бизнес модель. Все мы действительно зарабатываем на жизнь другим способом. Даже мой электронный киоск был небольшим бизнесом, который позволяет людям, к примеру, из Кызылорды заказать какие-то редкие для нашего рынка издания. Понятно, что сравниться с продажами сети «Меломан» наш магазин не сможет, но когда мы туда заходим, нередко бывает так, что мы не можем найти интересные нам пластинки и периодику. У нас широкий круг друзей и мы наблюдаем за тем, кто и чем вдохновляется, кто привозит с собой какие-то культурные продукты, и потом обменивается ими с друзьями. И мы бы как раз хотели создать открытое место, сообщество для людей. По поводу тех же виниловых пластинок многие говорят, что у нас первый подобный магазин. Он далеко не первый, мы все это знаем, но все другие - полуподвальные и по большей части закрытые, как и сообщества слушателей музыки на этих носителях. И, например, у такого человека с улицы, как у меня, могут возникнуть трудности, если он захочет купить кому-то в подарок пластинку. Я не смогу найти точки входа в это сообщество, нужные контакты. И в плане открытого для всех магазина с пластинками, мы - одни из первых. Скоро у нас еще появятся коробки, где люди смогут оставлять специфические пластинки и обменивать их на другие. То же самое будет с журналами.
Вообще, вы правы, у нас в Алматы практически нет мест, которые можно было бы назвать публичными. В то ж время у нас достаточно разобщенных групп людей, и, к сожалению, нет мест, которые бы прокладывали между ними связь.
Даша: Лично для меня это всегда было важно. Когда я жила в Лондоне, я все время ездила в какие-то библиотеки, idea-labs, арт-центры, сады, парки. Я ездила туда работать, писать, думать и просто что-то смотреть. Это было важно – чтобы не просто собираться в кафе, а в каком-то любимом месте в городе. В Алматы немного сложно с ними. Есть места за городом, куда не так легко выбраться. И мы хотели бы, чтобы «Букла» как раз стала одним из них.
Настя: Конечно, есть опасность, что это снова будет одна и та же, уже привычная аудитория. Но думаю, что за счет разнообразной музыки и изданий мы сможем привести новых посетителей. Вот сегодня, в первый день уже приходит множество иностранцев и других людей, которых мы видим впервые. Хотя мы думали, что наш пост в Facebook увидят только друзья. Интересно наблюдать за тем, как распространяется информация.
Насколько я понимаю, Настя занимается дистрибуцией журналов, работая напрямую с издательствами. А как вы организуете работу с пластинками? Вы их привозите откуда-то или покупаете у коллекционеров здесь?
Даша: Вообще, все началось с личной коллекции, когда мы привозили винил из-за границы. Часть из неё вошла в ассортимент. Потом мы нашли дистрибьюторов повсюду – и в Америке, и в Европе, и с Россией пытаемся работать. Но также мы хотим создать систему, когда люди – любители винила, которые заказывают их тоннами и хранят у себя дома – будут приносить нам какие-то из них на реализацию. Мы, конечно же, очень избирательно будем подходить к отбору. И часть таких пластинок у нас уже есть.
Понятно, что сложно было бы просчитать потенциальную аудиторию вашего магазина, но какие люди это будут, на ваш взгляд?
Даша: Конечно, такое детальное исследование мы не проводили, но я могу сказать, что у 50% моих друзей в последние годы стали появляться виниловые проигрыватели. Мы только на пути, чтобы прощупать этот рынок. Но уже приходит достаточно людей. Они интересуются, мы советуем какие-то места, где можно приобрести недорогие проигрыватели и технику более высокого качества. И мне кажется, ощутимое этим может заинтересоваться ощутимое количество людей. Сегодня к нам заходил один путешественник, из Англии, и он сказал, что в прошлом году в Британии было продано рекордное количество винила за последние 20 лет. Мы тоже видим этот тренд. Многим действительно надоело большое количество вещей, музыки на компьютере и плеере. Людям хочется найти что-то более существенное и ценное.
А у вас были большие расходы на открытие магазина и за сколько вы планируете их вернуть?
Даша: Не сказать, чтобы сильно, хотя, конечно, предварительная сумма умножилась на два. Но мы старались все сделать просто и удобно. В этом помещении была мебель, мы могли её оставить, но предпочли сделать комфортные стеллажи для журналов и пластинок. Мы не использовали, конечно же, дорогих сортов дерева. Если с умом подходить, из обычной фанеры можно сделать привлекательные вещи. В этом смысле мы руководствовались рационализмом и простотой, никто не пытается произвести впечатление пафосом. Мы бы, конечно, хотели купить более дорогую кофемашину, но решили, что пока только будем работать с лучшими поставщиками кофе, выбирать самое хорошее молоко и работать с лучшими пекарнями, которые будут делать для нас печенье.
Настя: Я не рассчитываю, что мы вернем деньги совсем скоро. Всю выручку мы будем вкладывать обратно в новые журналы и пластинки. Понятно, что это единичные вещи, и у нас нет задачи привозить сюда большие тиражи. Рынок у нас не сумасшедший. Но хочется пробовать привозить другие форматы. Главное, чтобы мы могли покрывать основные расходы магазина. Понятно, что в разное время значение будет иметь количество товара, или качество, потом может быть появятся дополнительные проекты и услуги. Может, мы со временем возьмем еще одно помещение рядом и сделаем там полноценное кафе, кто его знает. Я думаю, мы будем заниматься этим не для того, чтобы окупить вложения, а для того, чтобы понять есть ли смысл открывать подобные небольшие заведения, прощупать емкость рынка и научиться эффективной работе с поставщиками. Потому что везде есть свои нюансы, в том числе и налоговые.
Даша: На самом деле, посмотрим, куда это может нас завести. Быть может, мы откроем интернет-магазин или сделаем из своего магазина в большей степени бар или кофейню. Может быть, объединимся с кем-нибудь и сделаем что-нибудь в индустриальном районе, если у нас появится там какой-нибудь арт-кластер. Мне кажется, еще чуть-чуть и у нас должно появиться что-то подобное.
Настя: Что мне очень нравится, так это то, что ты не жертвуешь личным удовольствием в этой работе. Когда ты вращаешься в корпоративном бизнесе, там по большей части волнуют лишь вопросы прибыли, себестоимости и окупаемости, а личные желания и вибрации уже забываются.
Когда я рассказывал про ваш магазин, многие мои друзья спрашивали о том, действительно ли вы готовы, грубо говоря, работать в ноль.
Настя: Если это единственное дело, и больше вы ничем не занимаетесь, то конечно – эту модель нужно крепко обмозговать, прежде чем браться за неё. Чтобы абсолютно каждая чашка кофе и пакет от винила приносили деньги. Но тогда среда у заведения станет другой и ассортимент тоже, потому что мы, в таком случае, должны будем ориентироваться на конъюнктуру рынка. Но в нашем случае, мы зарабатываем другой работой и можем себе позволить какое-то время экспериментировать.
Даша: Но в то же время это не просто наша прихоть и какая-то игрушка. Мы чувствуем ответственность и постараемся, чтобы магазин приносил прибыль. Мы все это считали, конечно же. Не просто на голом энтузиазме открывались. Но в то же время мы понимаем, что это место вряд ли принесет нам столько денег, чтобы мы комфортно могли прожить на них месяц.
Вы рассчитываете, что основную прибыль вам все же будут приносить пластинки?
Настя: Мы думаем, что доход будут приносить пластинки и журналы поровну, и какую-то часть будет приносить кофе. Казалось бы, это мелочь, но все равно хорошее подспорье. Мы бы хотели, чтобы люди приходили к нам по утрам, брали с собой кофе или чай, может быть, задерживались ненадолго, пролистывали журналы, слушали музыку и уходили дальше по своим делам.
Что у вас в самых ближайших планах относительно этого места? Может быть, вы попутно интернет-магазин планируете открыть?
Настя: Пока нет, но будем думать. В моем электронном киоске с журналами выставлено 30% от ассортимента «Буклы», и я не планирую его расширять. Slow-life направление журналов там уже есть, и оно неплохо себя чувствует. Как дистрибьютору оно помогает мне поддерживать связь с людьми из регионов, чтобы они цивилизованно могли заказать и получить свой журнал. А с винилом, я думаю, тяжелее будет. Чаще всего пластинки попадают к нам в единственном экземпляре, поэтому, не уверена, есть ли смысл вытаскивать каждый из альбомов по несколько экземпляров. Не знаю, будем смотреть.
Даша: Вообще, для нас в первую очередь важно наладить общие процессы, чтобы после первых дней продаж у нас не было провалов в ассортименте. Хочется, чтобы он был постоянным, хочется, чтобы появилась постоянная аудитория, которая заходила бы к нам за кофе и периодически проверяла журналы и пластинки. Хотелось бы настроить систему лояльности и найти способы привозить все дешевле, потому что для нас очень важен вопрос цены. Мы хотим добиться того, чтобы наши пластинки были дешевле, чем в среднем по городу.
Настя: Да, ценовая политика – важный вопрос. Мы хотим, чтобы вся продукция была доступной. Хотя так совпало, что и на винил, и на журналы у нас почти одинаковый ценовой диапазон – от 2 до 14 тысяч тенге. Я понимаю, что часть журналов очень дорогая, потому что они выпускаются раз или два в год, и стоят по 20-25 евро – существенно, даже если не учитывать девальвацию. Но мы хотим сделать так, чтобы дорогая вещь не становилась дороже еще в 3 раза. Поэтому мы уже стараемся более умеренно подходить к ценообразованию, в ущерб большей выгоды. Мы хотим, чтобы как можно больше людей заинтересовалось всем, что у нас есть.