Как строилась Новая площадь

Эпоха советской модернисткой архитектуры оставила в Алма-Ате множество знаковых для города зданий, но среди них особое место занимает Новая площадь. Архитектор Адильжан Псяев в рамках проекта Arhсode Almaty рассказывает историю создания этого архитектурного ансамбля.

Адильжан Псяев
  • Просмотров: 49606
  • Опубликовано:

В 1972 году, к началу работ над проектом, советская архитектура уже перешла от неоклассики к модернизму. Чтобы понять, почему площадь Республики возникла на этом месте, необходимо проследить изменение расположения административного центра города. Начиная с 1930 г. главной парадной площадью города стала расширенная часть улицы Кирова (ныне Богенбай батыра) на отрезке между современными улицами Абылай хана и Панфилова. Получившаяся площадь называлась «Красная» — по аналогии с Москвой. На ней построены первые советские административные здания новой столицы – конструктивистский ансамбль Дома правительства, Дома связи и управления Турксиба. Позднее, в 1933 -1935 г. , в процессе разработки генерального плана города, родилась идея новой парадной площади. 


Архитекторы решили построить новый Дом правительства – перед ним должна была раскинуться широкая парадная площадь, между улицами Богенбай батыра и Толе би, на месте бывших военных казарм, которые медленно сносились до конца 50-х годов. По проекту главный фасад дома правительства был обращен на юг, а улица им. Байсеитовой предполагалась по генеральному плану 1936 года – бульваром, устремленным на юг, от главного фасада дворца и на север. Основной магистралью был проспект Сталина (ныне Абылай хана), который проходил несколько в стороне от площади. Фактически весь замысел был реализован уже после войны, к 1957 году, но в несколько урезанном виде. Комплекс гранитных трибун – амфитеатр, который хотели построить южнее улицы Толе би, на месте памятника Ленину, так и не был реализован, на его месте разбили сквер – «площадь цветов», позднее там поставили памятник Ленину. А сама площадь, получившая имя вождя мирового пролетариата, представляла собой уширение проезжей части улицы Толе би.

Вокруг площади строились различные жилые и административные здания. В целом, архитектура зданий была лишена единой стилистики архитектуры и симметричности расположения, которые предполагала планировка самой площади.

К концу 60-х, уже после смены направления стиля в советской архитектуре, площадь перестала соответствовать архитектурной моде тех лет. Руководство республики и архитекторы-градостроители намеревались воплотить более масштабные планы. К концу 1967 года объявили всесоюзный закрытый конкурс на новый центр города Алма-Аты. К участию допустили проектные институты Москвы, Ленинграда и Алма-Аты. 

Проект, представленный коллективом Казгорстройпроекта

На конкурс подали свои работы два ведущих алматинских проектных института — Казгорстройпроект и Алма-Атагипрогор, а также из Ленинграда и Москвы. Почти все работы предусматривали масштабную перестройку центральной части города. Предпроектный анализ выявил две главные оси города – одна вдоль проспекта Абая, другая по улице им. Байсеитовой. На пересечении с ними было рекомендовано сооружение республиканского культурного центра. Представленные проекты демонстрировали только концепцию развития и потому на макетах были только абстрактные объемы зданий. 

Проект, представленный коллективом ЦНИИП градостроительства г. Москва

На основе этих материалов проектный институт Алма-Атагипрогор начал работу по созданию нового генерального плана столицы, а также эскиза центральной части города. В этих работах центральная площадь обретает некие конкретные черты. Так на эскизе центральной части города 1972 года, проектируемая площадь начинается уже от улицы Абая и уходит на юг, фактически до нынешнего проспекта аль-Фараби. В ансамбль площади входили уже строящиеся здания республиканской библиотеки и русского драматического театра. В отличие от современной, строго симметричной, этот вариант площади отличается асимметричной планировкой. 

Фрагмент эскиза центральной части города, в квадрате улиц Мира (Желтоксан), Фурманова; проспектов аль-Фараби, Абая; Алма-Атагипрогор 1972 год

В том же 1972 году, институт получил задание на разработку проектных предложений по застройке этой территории в нескольких вариантах. К началу проектирования площади этот район представлял собой смешение разных типов застройки – с одной стороны вкрапления 3-4 этажных благоустроенных домов, а с другой — частный самострой. В дальнейшем предполагалось по планам конца 50-х годов застроить этот район капитальными зданиями. Интересный факт — один из домов по улице Байсеитовой — дом №47 сохранили по экономическим соображениям, хотя планы строительства предусматривали на его месте жилой дом подобно тем, что сейчас стоят вдоль улицы Байсеитовой. На возвышенности, на которой расположено ныне здание акимата, стоял жилой поселок, состоящий из частного сектора, получивший название «Алатау». К тому времени там проходили: улицы Сатпаева, Фурманова, Байсеитовой, а улица Мира (Желтоксан), после улицы Сатпаева изменила свое направление и уходила на восток, повторяя направление улиц в поселке Горный Гигант.


В 1973 г. Алма-Атагипрогор представил проектные предложения по застройке этого района, перевыполнив проектное задание, которое ограничивалось общим эскизом и проектом земляных работ. Проект демонстрировал расположение объектов вокруг площади, хотя задание охватывало лишь строительство самой площади и правительственных трибун.

Так один из конкурсных эскизов южной стороны площади архитектора А.И. Коржемпо предполагал дугообразное здание, протянувшееся от улицы Желтоксан до ул. Фурманова, комплекс трибун и установку тематического памятника.

В результате был выбран проект, включающий в себя семиэтажные здания, стоящие вдоль улицы Сатпаева, симметричные относительно оси улицы Байсеитовой и две башни, давшие акцент центральной части площади. Архитектурное решение, как и назначение этих зданий, постоянно менялось в процессе поиска заказчика, а также наиболее выразительного и приемлемого с точки зрения советской строительной промышленности решения.

Строительство площади началось в 1973 году. Предстояло выполнить большой объем работ — снести множество небольших жилых домов, ветхих строений, преобразить сложный рельеф участка. К концу ноября 1973 года на половине площади были выполнены земляные работы, началось строительство трибун, продолжался снос прежней застройки. 

Строительство Новой площади 1974 г. , газета Вечерняя Алма-Ата

В утвержденном проекте площадь заметно уменьшилась относительно первоначального проекта — если раньше она начиналась сразу за проспектом Абая, то теперь представляет собой расширение проезжей части улицы Сатпаева. Для дальнейшей разработки проекта в институте Алма-Атагипрогор создали специальный отдел. В работе над проектом принимали участие множество архитекторов: Туманян Ю.Б., Павлов М.П., Хальфин Р. и др.

Расположение площади на основной оси города предопределило симметричность ее композиции. В основу ее архитектуры лег акцент на центральную часть площади, а все элементы в плане носили геометрически взаимосвязанный характер. 

Первый утвержденный проект площади. Алма-Атагипрогор, 1973 г.

В центре площади предполагалась «чаша» — восьмиугольник в плане, в асфальтовое покрытие которого планировали установить металлические шашки размером 30х30 см., которые визуально акцентировали бы центральную часть площади, а также облегчали разметку колонн людей во время праздничных демонстраций. Южнее нее планировалось построить комплекс правительственных трибун с памятником В.И. Ленину в центре. В прессе 1974-го года даже говорится о примерке фанерного макета памятника. Впоследствии решили ограничиться строительством лишь трибун. По южной стороне, за трибунами, хотели создать большую парковую зону, которая полосой между улицами Мира (Желтоксан) и Фурманова уходила бы к предгорьям — там планировалось строительство крупного туристического центра с системой канатных дорог. По северной стороне существующие сегодня семиэтажные административные здания в эскизе были жилыми и основной акцент в них делался на протяженные ленты балконов. На месте современных 16-ти этажек предусматривалось строительство 7-ми этажных административных зданий, абсолютно иных по форме и архитектуре - квадратные в плане, с открытыми террасами через этаж. Они создавали бы акцент на центральную часть площади. Предполагалось разместить в них аптеку, художественный салон, ресторан и другие заведения. Абсолютную симметрию площади хотели разбавить высотным зданием на месте военного госпиталя, вертикаль которого придала бы некий динамизм всей композиции. Улица Байсеитовой решалась как пешеходный бульвар с водными каскадами, цветниками и застраивалась жилыми домами с индивидуальными фасадами. Перед проспектом Абая предусматривалась создать небольшую аванплощадь за счет сноса двух жилых зданий на юго-восточном углу. 

Вариант южной стороны площади. Архитектор Коржемпо А. 1974 г.

В ходе пересмотра проектных решений в сторону удешевления, площадь приобрела современный вид, за одним исключением — в утвержденном проекте не предусматривалось строительство здания ЦК. Решение об этом руководство республики приняло в начале 1975 года. Расположение выбрали за правительственными трибунами, на месте снесенного поселка Алатау. Был объявлен конкурс на лучшее решение здания ЦК. Проектные институты сделали несколько предложений.

Алма-Атагипрогор разработал несколько вариантов застройки этого участка, отобранных для дальнейшей реализации. Известен ряд вариантов этого здания:

Один из эскизов архитектора Монтахаева К.Ж. по зданию ЦК

Предложение по застройке южной стороны площади, Алма-Атагипрогор, 1970-е.

Утвержденный вариант здания ЦК, ныне гор. акимат Алматы

Один из предложенных вариантов отличается необычным асимметричным решением главного (северного) фасада, консольными изогнутыми линиями верхней части здания. Проект предложил молодой архитектор института — К.Ж. Монтахаев.

Строительство началось в 1976 году с закладки специальной капсулы — послания будущим поколениям. Вокруг здания разбили сквер, объединенный с выполненным ранее благоустройством, фонтаны с восточной и западной стороны здания ЦК, созданные  по проекту группы архитекторов, проектировавших благоустройство площади: Мандибура Е., Павлова М. и др . Рассматривалось несколько вариантов, в том числе и с устройством пешеходных мостиков.

Макет фонтанных групп в сквере у здания ЦК, 1970-е

Но в процессе проектирования фонтаны упрощены до нынешнего вида. В 2010-11 гг. была проведена их реконструкция. В результате утеряны многие декоративные элементы, а сам облик фонтанов стал еще проще. 

Фотографии фонтана до и после реконструкции 

Площадь во время строительства получила название — площадь Октябрьской революции, впоследствии оно не закрепилось, и было дано утилитарное - Новая площадь. После смерти Л. И. Брежнева ее переименовали в его честь. Площадью Республики она стала в начале 90-х.

В комплекс зданий первой очереди строительства также вошли жилые дома: с магазином «Океан», пятиэтажные жилые дома по ул. Байсеитовой, по ул. Фурманова с магазином «Береке» на первом этаже. Начиная с 1975 г., когда были выполнены основные объемы по строительству проезжей части и трибун, на площади начали проводить различные тренировочные и показательные выступления и парады.

Отдельно стоит остановиться на каждом из объектов комплекса: жилые 16-этажные здания были запроектированы в стальном каркасе, так как для этой этажности, в то время считавшейся высотной, это было оптимальным. Навесные железобетонные панели были окрашены в белый цвет, основной мотив фасада — вогнутые и выступающие лоджии главному фасаду здания. Десятый этаж был техническим, в нем предполагалось обустроить общественное пространство, системы мониторинга здания. На кровле зданий было предложено установить металлические башенные конструкции для светоэлектронной рекламы и объявлений, к настоящему времени эта система не работает и закрывается баннерами. Оба здания соединяются двухэтажными подиумами с семиэтажными административными зданиями, в архитектуре которых были черты предвестники стиля постмодернизма — арочные проемы, местами перекрытые солнцезащитными решетками. Здания были сооружены в сборном ж/б каркасе.

Ныне, в 2015-2016 г. проводится реконструкция здания и очень важно, чтобы все детали оформления фасадов были сохранены, включая солнцезащитные решетки.

Что интересно — незадолго до строительства площади, в этом районе провели городские подземные сети. В проекте строительства площади на данном участке предусматривалась большая срезка земли. К началу строительства эти сети нужно было сносить и заново перекладывать, на что разрешение не дали. В проект пришлось вносить изменения, но, уже во время строительства увидели, что площадь со стороны Фурманова визуально находится в «яме». Разрешение на первоначальный проект было дано, уже начато строительство здания и пришлось сооружать на этом углу многочисленные подпорные стенки и лестницы. Как рудимент этого решения, можно увидеть лестницы с восточного торца в семиэтажное административное здание и лестницы в арку под жилым домом с магазином «Океан».

Здание ЦК, ныне здание городского акимата — семиэтажное административное строение, в плане представляющее каре с купольным залом заседаний, расположенным во дворе. Дом правительства был выполнен из сборных железобетонных конструкций с керамзитобетонными панелями стен. В облицовке здания применен ракушечник, на главном фасаде (северном) — частично мрамор. Архитектура фасадов строится на ордерной системе пилонов, с высоким аттиковым этажом. Купольный зал соединен крытыми переходами в уровне второго этажа с основными корпусами.

Главный фонтанный комплекс располагается в центральной части ансамбля, где ул. Байсеитовой вливается в пространство площади, и расположен ступенчато по рельефу, поднимающемуся непосредственно к самой площади. Фонтан разбит на две группы, с устройством каскадов.


Комплекс правительственных трибун (в настоящее время все снесено), с гостевыми зонами на три тысячи мест, построен к 1975 г. и успешно обыгрывал рельеф местности — пригорок, на котором находится здание нынешнего акимата. Причем, как потом отмечали авторы площади, из-за того, что решение о строительстве здания ЦК было принято уже в разгар строительства, то получился нежелательный визуальный эффект — комплекс трибун закрывал видовой обзор на здание акимата, основной элемент площади. Комплекс был облицован курдайским гранитом, причем если посмотреть сверху, то видно, что трибуны завершают основной элемент площади — «чашу».

Первую очередь строительства площади завершили к 1980 году, и торжественно открыли к 1 мая, а в августе здесь уже проходили торжества по случаю 60-летия КазССР. Уже в 1982 году авторы площади получили Государственную премию СССР в области архитектуры, причем надо отметить, что эта премия республике, именно в номинации «архитектура», вручалась лишь дважды — в 1971 году за здание Дворца Ленина (сейчас Дворец Республики) и второй раз — в 1982 г. - за архитектуру Новой площади (площади Республики). Сспорткомплекс Медео также был удостоен Госпремии в 1975 г., но в области «техники».

Панорама площади. 1980-е годы

Архитекторы, проектировавшие площадь, мечтали, что это будет прообраз Алма-Аты XXI века. Они представляли столицу городом белоснежных зданий, утопающих в зелени парков, больших кварталов и фонтанов. Предусматривали даже провести рядом линию магнитной дороги, она называлась СПТС — скоростная пассажирская транспортная система, ближайшая линия проходила бы на углу улиц Абая и Желтоксан. Впоследствии было решено ограничиться метрополитеном и в районе площади сделать станцию метро, ей даже дали название — «Коммунистическая», выходы располагались бы у западного торца национальной библиотеки.

Здание аппаратно-студийного комплекса телевидения замыкает перспективу улицы Желтоксан. В проект застройки площади оно не входило, но в целом составляет с ним единый ансамбль. Идея строительства комплекса зданий для телевидения родилась в начале 70-х годов, когда проектному институту Алма-Атагипрогор заказали эскизный проект телекино-комплекса, и выделили большой участок в районе улиц Тимирязева – Мира. Изначально задача ставилась на создание большого комплекса зданий, с павильонами, административными блоками, общежитиями для сотрудников и благоустроенной территорией. Эскизный проект, разработанный к 1972 г. включал в себя два высотных корпуса, поставленных перпендикулярно друг к другу в плане и остроконечно возвышающихся над всем комплексом. Впоследствии на стадии «технического проекта» задание уменьшили до двух павильонов. К 1977-1978 г. началось строительство, закончившееся в 1983 г. В нескольких вариантах застройки центра города 1975-1976 годов предлагалось в комплексе со зданием АСК-2 построить телевизионную башню, обсуждение расположения которой активно велось в то время. 

Макетное предложение по развитию района Новой площади, 1970-е годы

В 2007 году провели реконструкцию фонтана перед главным фасадом здания, который был по сути техническим водоемом системы охлаждения. Были утрачены все оригинальные элементы декоративного оформления. В настоящее время фонтан в нерабочем состоянии. 

Снимок фонтана у здания АСК , 1980-е и так фонтан выглядит сейчас 

Застройка по улицам Желтоксан и Фурманова, южнее ул. Сатпаева не входила в первую очередь строительства. Предполагалось построить по ул. Желтоксан протяженные объемы здания Казпотребсоюза, а по ул. Фурманова — внушительное здание музея истории Казахстана. Таковы были проекты на момент строительства.

На протяжении 80-х годов предлагались многочисленные проекты по дальнейшей застройке площади, так, на месте военного госпиталя планировали сделать: выставочный зал, здание верховного совета, городской мэрии и здания минобороны. 

Конкурсный вариант застройки площади, 1980-е годы 

На противоположной стороне площади началось строительство комплекса Казпотребсоюза по проекту Казгорстройпроекта (арх. Ратушный Ю. Г, , Ералиев Т.), архитектурно-планировочное решение которого строилось на уступчатом раскрытии перспективы на въезде на площадь с улицы Тимирязева, а также ритме вертикальных ребер по фасаду и террас на колоннах. Причем по одному из проектов предполагалось сохранить старые четырехэтажные здания на углу улиц Желтоксан и Сатпаева и перекрыть их террасой. По другому варианту здание переходило ул. Сатпаева и тянулось на север, а улица перекрывалось гигантской парадной аркой, что очень символично — парадные расчеты выезжали на площадь через своеобразную «триумфальную арку». Строительство комплекса остановилось на стадии нулевого цикла, в 1993 году его разобрали при возведении гостиницы Интерконтиненталь.

Здание Казпотребсоюза, макет

Существовали и другие предложения застройки этого участка — так архитекторы Коржемпо А.И. и Ордабаев А.Б. предлагали многофункциональный жилой комплекс со сложной формой и системой обслуживающих функций на первых этажах. 

Жилой комплекс по ул. Желтоксан, макет

Юго-восточный угол площади хотели оформить неким общественным сооружением. В 1980 г. решили строить на этом участке филиал Музея В.И. Ленина, в институте Алма-Атагипрогор сформировали коллектив архитекторов под руководством Монтахаева К.Ж. Было дано несколько эскизных предложений, одно из которых и выбрали к строительству. Архитектурный образ утвержденного варианта строился на ритме пилонов по фасаду, обращенному на площадь, между пилонами на уровне верхних этажей были в ставках буквы «ЛЕНИН». Предусматривался купол, перекрывающий внутренний экспозиционный зал. Впоследствии, в 1983 г. решение о строительстве здания музея пересмотрели и выбрали новое размещение — на углу улиц Абылай хана и Кабанбай батыра, на месте ТЮЗа, однако решение еще раз пересмотрели и вернулись к первоначально выбранному участку. К 1985 г. начались строительные работы, которые остановились в конце 80-х годов. Были предложения по переформатированию недостроенного здания в некий республиканский культурный центр, впрочем, и это не было осуществлено. И уже начиная с 1993 г. здание достроили как резиденцию президента Республики. 

Здание филиала музея Ленина в г. Алма-Ата, проект

К востоку от резиденции президента располагается здание центрального исторического музея, спроектированное коллективом института Казгорстройпроект - архитекторами Ратушным Ю., Мустафиной З., Рзагалиевым Б. Место размещения музея и его архитектурный образ в процессе проектирования несколько раз менялись. В начале проектирования, на уровне межинститутского конкурса было сделано несколько предложений в разной архитектурной стилистике. Так сохранился вариант архитектора Коржемпо А.И. - одного из авторов здания АСК-2, который предлагал сделать сталактитоподобные пилоны, спускающиеся с кровли до уровня стилобата. Подобный элемент имел бы некий переклик со зданием АСК-2 , на противоположной, западной стороне площади. Несколько предложений было дано Казгорстройпроектом, причем размещение музея предлагалось южнее здания акимата (б. ЦК) по оси улицы Байсеитовой. Архитектура построенного здания отличается восточной стилистикой — присутствуют мотивы центрально-азиатской архитектуры. Здание уходит вглубь от улицы Фурманова и формирует парковую зону с фонтанами криволинейных форм, малыми архитектурными формами. 

Центральный исторический музей, предложение архитектора Коржемпо А.И.

Южнее исторического музея располагается парковая зона — в 80-е годы были предложения построить гостиницу в виде террас, уступами уменьшающихся к верхним этажам (Казгорстройпроект, арх. Ратушный Ю.)

Гостиница, предложение архитектора Ратушного Ю.

По плану улица Жолдасбекова должна была соединяться с улицей Тимирязева, причем у эспланады за зданием акимата, проходящей по ул. Байсеитовой, она ныряла в подземный тоннель, а на земле устраивалась парковая зона с размещением фонтана за зданием акимата. По этой пробиваемой улице, она примерно соответствует нынешней улице Ганди, проходила бы южная граница площади, сама площадь приобрела бы грандиозные размеры, причем под ней подразумевается не асфальтовый плац, а озелененное парковое пространство. Южная часть застраивалась бы низко этажными правительственными зданиями, переходящими по улице Байсеитовой в эспланаду республиканского центра, устремленной к предгорьям, завершением которого являлся бы крупный олимпийский зимний центр — со стадионом на 60 тыс. зрителей и дворцами спорта. 

Проект застройки южной части города, 1980-е годы

На юго-восток с площади открывалась панорама пластических форм микрорайона «Самал», который проектировался как опытно-показательный и экспериментальный.

На месте нынешнего «Рамстора», торгово-общественная эспланада, разделяющая микрорайоны Самал 1 и 2, проходящая по ул. Жолдасбекова, завершалась бы зданием Высшей партийной комсомольской школы, которое бы заканчивало формирование площади на этом участке. Достроить весь ансамбль предполагалось к концу 90-х годов.

Панорама Новой площади, 80-е г., фото Алмаса Ордабаева 

Фотография Жанары Каримовой 

После 1991 г. площадь постепенно застраивалась новыми зданиями — появилась гостиница «Анкара» (Интерконтиненталь), монумент Независимости, торговый центр, здание Института стратегических исследований, комплекс Нурлы-Тау, но это уже другая история.



Сейчас весь комплекс площади, за исключением недавно построенного ТРЦ, находится в довольно запущенном состоянии — в парковой зоне, у здания акимата устроена стоянка машин, каскад лестниц, спускающийся от здания акимата, перегорожен странными клумбами, логически нарушающими пешеходное движение — лестницы в них просто утоплены.

Скамейки, фонари, декоративные ограждения выполнены разношерстно и выбиваются из общей архитектуры, их размещение не продумано, на каскаде фонтанов по улицы Байсеитовой не работает система наполнения чаш, вода по сути стекает без наполнения каскадов. Также нарушены стилистические моменты — установлены ажурные декоративные перила, вместо накрывочных гранитных плит, лестницы между каскадами, вдоль улицы Байсеитовой подверглись укорачиванию, причем несимметричному. На центральном фонтане, вдоль ул. Сатпаева, разрушен общественный туалет. 

Фотография Жанары Каримовой 

На кровле семиэтажных арочных зданий в 2006-2008 гг. установлены рекламные конструкции, проходящие вдоль всего фасада строений — они полностью нарушают первоначальную идею и пропорции здания. На 16-ти этажных административных зданиях перестроены первые этажи, хаотично остеклены балконы, требует восстановления электронная световая система — хотя бы с заменой на современный LED экран. Рекламные конструкции на здании АСК-2 тоже в значительной мере искажают облик здания. В дальнейшем, в ходе проектирования застройки территории военного госпиталя, а также юго-западного угла улиц Сатпаева-Желтоксан, в первую очередь должна учитываться архитектурная и композиционная связь с существующим ансамблем, для того, чтобы новые здания органично вписалась, не подавляли, а служили дополнением для этого архитектурного ансамбля. 

Статья написана в рамках Archcode Almaty — проекта, посвященного сохранению архитектурной идентичности города. Проект осуществляется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.