1. Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева
Адрес: микрорайон «Коктем-3», 22/1
Авторы: группа архитекторов и инженеров мастерской № 2 института «Алматыгипрогор» в составе Э. Кузнецовой, О. Наумовой, Б. Новикова.
Мое детство прошло в микрорайоне «Коктем-3», и территория музея была нашей игровой площадкой, где летом мы купались в бассейнах, а зимой катались с горки. Позже школьниками мы посещали экспозиции, и я была очарована паркетными полами, пространствами, в которых солнечный свет прятался в углах и за потолком, внутренним двориком с растущими в нем березами и розами, мраморными лестницами и огромными деревянными дверьми с резными ручками. Здание музея включено в список памятников культуры и истории республиканского значения. Оно представляет собой прямоугольник, расчерченный гранями эркеров с отделкой из травертина. Центральный атриум венчает массивная стеклянная пирамида, видимая с земли. Особенно выразительно здание выглядит на закате, когда камень розовеет, а стекло становится темно-зеленым.
К сожалению, мраморные фонтаны были реконструированы и вместо чистых линий появились аляповатые декоративные псевдоклассические фигуры, а здание музея со стороны реки Есентай затенила многоэтажная гостиница.
2. Здание Дворца школьников
Адрес: проспект Достык, 124
Авторы: В.Н. Ким, А.П. Зуев, Т.С. Абильдаев
Одно из немногих специализированных зданий советского периода, которое сохранило свою первоначальную общественную функцию — досуг и обучение школьников. Дети моих друзей посещают те же клубы и секции, что и когда-то их родители.
Здание сложной формы, закрученное в спираль с куполом над залом торжеств и минаретом обсерватории. В архитектуре смешаны принципы модернизма и среднеазиатской архитектуры. Авторам чудесным образом удалось сохранить баланс при всем многообразии форм - разные типы, ритм и размеры окон, обилие материалов и элементов. Внутреннее пространство не менее впечатляющее. Органический интерьер главного холла сделан на грани китча, где массивные гипсовые цветы поднимаются к потолку, лепестки обрамляют металлические хай-тек светильники, имитирующие соцветия, стены расписаны цветами и птицами.
3. Архив Президента Республики Казахстан
Адрес: проспект Достык, 87Б
К сожалению, мне не удалось найти авторов сооружения. Известно, что здание построено по типовому проекту, но с учетом региональных особенностей.
Здание представляет собой белый прямоугольный монолит, высотой с девятиэтажный дом, установленный на широком остекленном стилобате. Пирамидальные 3D-панели с национальным орнаментом украшают лаконичный объем здания. Данный прием позволяет добиться того, что сооружение без окон не выглядит подавляюще массивным.
4. Гостиница «Казахстан»
Адрес: проспект Достык, 52
Авторы: архитекторы: Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, А. Анчугов, В. Каштанов, инженеры: Н. Матвиец, Т. Жунусов, А. Деев
Здание не зря является визитной карточкой города — гостиница фотографична с любого ракурса. Необычная форма граненного эллипса увенчана золотой короной, окна главного фасада ориентированы на юг и горы, что позволяет добавить динамизма на фасаде за счет треугольных эркеров, и обеспечивает номерам солнечное освещение в течение дня. Основной объем стоит на террасированном стилобате с панорамным остеклением, и декоративными панелями из золотистого анодированного алюминия, в котором расположены рестораны и банкетные залы. В темное время суток сквозь витражи центрального входа виден многосветный атриум с увесистой хрустальной люстрой в центре. Надеюсь, что фонтаны со стороны дворца Республики реконструируют, и эта часть примыкающей территории снова станет общедоступной и посещаемой.
5. Государственный академический русский театр драмы им. Лермонтова
Адрес: пр. Абая, 43, уг. ул.Байсеитовой.
Архитекторы: В.Давыденко, Г.Горлышков, И.Былинкин, Н.Шебалина, Н.Рогачёва, В.Руденко
Еще одно здание эпохи советского модернизма. Первый этаж — сплошной витраж, прерываемый пилястрами, над ним — белые навесные бетонные Ш-образные панели с гранями, создающими игру света и тени на фасаде. Интерьер зрительного зала контрастирует с холодной оболочкой фасада — стены и часть потолка отделаны деревянными панелями под ясень, кресла насыщенного красного цвета.
После реконструкции здание театра потеряло некоторую цельность — рновый этаж вместо белой покраски, теперь облицован коричневым керамогранитом, прозрачные зеленоватые стекла заменены темно-коричневыми. С другой стороны, благодаря этому цветовому сочетанию, здание вытянулось по высоте, панели стали более читаемыми, и объем второго этажа визуально воспарил над улицей. Восприятию здания с улицы мешает излишне густая посадка деревьев, закрывающая фасад, зону фонтанов и скамеек. Территория не производит впечатления безопасной, поэтому вся активная жизнь вокруг театра происходит вдоль освещаемого проспекта Абая, что являет собой яркий пример непродуманного благоустройства.
6. Гостиница при алматинском цирке
Адрес: проспект Абая, 50/1
Архитекторы: В.З. Кацев, И.В. Слонов
Одно из самых любимых зданий, настоящий шедевр модернизма. Находясь позади, в тени цирка, оно не читается с проспекта Абая. Чтобы увидеть его во всей красе, нужно подойти со стороны бульвара Мусрепова. В архитектуре чувствуется влияние Ле Карбюзье: сочетание мягких линий, гладкие белые поверхности без декора, геометричные формы, парящие объемы. Гостинца недавно была реконструирована: появилась отделка из деревянных панелей, сайдинга, на фасад выведены наружные блоки кондиционеров, но даже при наличии всех этих «улучшений», здание по-прежнему впечатляет своим необычным дизайном.
7. Старый центр Алма-Аты
Под данным заголовком собраны преимущественно кирпичные дома 1945-1960 годов постройки. В народе их часто называют «японскими домами» (так как в ранние годы их постройкой занимались японские военнопленные). Кварталы малоэтажной застройки вдоль ул. Панфилова, ул Жибек Жолы, пр. Абая, пр. Абылай хана, ул. Кабанбай батыра, дома, примыкающие к заводу им. Кирова
Высокие окна, арки, штукатурные фасады с обилием декоративных элементов и решеток, классические элементы с использованием национального орнамента, маленькие балкончики, уютные зеленые дворики - это душа старого города, его история, это та Алма-Ата, какой ее видели наши родители.
Выбор архитекторов: 7 лучших объектов от Жанны Спунер