18727
28 февраля 2019
Давид Камински, Адильжан Псяев, специально для Vласти

Двойное исключение

Про казусы, возникающие при исключении объектов из списка памятников

Двойное исключение

Архитекторы пытаются понять, как так получилось, что некоторые сооружения исключаются из списков памятников по два раза, и стоит ли лишать охранного статуса Дом политпросвещения и ансамбль площади Республики.

На портале электронного правительства появился проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление акимата города Алматы от 10 ноября 2010 года №4/840 «Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры местного значения города Алматы». В этом документе предусматривается внесение в список 24 новых сооружений, включая Аппаратно-студийный комплекс на улице Тимирязева и Желтоксан, автовокзал Сайран и других, а также исключение 5 объектов. Согласно закону, подобные документы публикуются для предварительного ознакомления широкой публикой, но при этом его издание нигде не афишировали, кроме одной небольшой заметки. По сути это чисто формальная процедура «для галочки».

В эти пять объектов, в том числе входят площадь Республики, Дом политпросвещения и гостиница «Жетысу» — пункты 83, 80 и 67 списка памятников местного значения. Притом все эти объекты уже исключались из списка двумя годами ранее. Рассмотрим предысторию этого курьёза.

Впервые площадь Республики вместе с гостиницей «Жетысу» исключили из числа памятников местного значения постановлением акимата от 5 мая 2015 года №2/278. Дом политпросвещения лишили охранного статуса двумя месяцами позднее постановлением от 8 июля 2015 года №3/429. То есть на момент подготовки проекта нынешнего постановления, они не были частью списка уже на протяжении трех лет.

Алгоритмы внесения и исключения объектов из списка памятников местного и республиканского значения регламентируются двумя законодательными актами:

1. Законом Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».

2. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2007 года № 1032 «Об утверждении Правил выявления, учета, придания и лишения статуса памятников истории и культуры».

Теперь рассмотрим алгоритм включения объектов согласно этим документам.

В случае внесения объекта в охранный список местного значения:

Согласно части 1 постановления, «выявление объекта историко-культурного наследия обеспечивают местные исполнительные органы (акимат)».

Выявление предполагает в первую очередь два шага: проведение исследовательских работ на соответствующих территориях с целью выявления объектов историко-культурного наследия и включение выявленных объектов в список предварительного учета.

Из этого всего сложно понять на ком именно лежит работа по выявлению и могут ли инициировать процедуру включения другие органы и простые граждане.

Согласно пункту 15, части 3 «придание статуса памятника истории и культуры местного значения осуществляется путем включения объекта историко-культурного наследия в Государственный список памятников истории и культуры местного значения, утверждаемый местным исполнительным органом по согласованию с уполномоченным органом, то есть министерством культуры».

Местные исполнительные органы (акиматы) для согласования представляют набор документов, включающий в себя: ходатайство (не уточняется кем сформированное), решение местного исполнительного органа, копию учетной карточки вносимого объекта (не указано кем составляется), положительное заключение историко-культурной экспертизы.

В законе упоминается внесение акиматом предложений по формированию специальных комиссий по охране памятников истории и культуры в местные маслахаты. Действительно, подобная комиссия существует в Алматы, но закон никак не прописывает полномочия и порядок работы этих комиссий. В законе они упоминаются лишь однажды. Работа комиссии носит закрытый характер и никак не освещается. Кроме того, список участников комиссии в Алматы, представленный на сайте акимата Алматы не обновлялся довольно долгое время.

В случае внесения объекта в охранный список республиканского значения:

Согласно 14 пункту части 3 постановления «список памятников истории и культуры республиканского значения утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа». В этом случае «на рассмотрение Правительства вносится проект решения с приложением документов, включающий: копию учетной карточки объекта, положительное заключение историко-культурной экспертизы, решение специальной комиссии уполномоченного органа (министерства культуры)».

Процесс исключения объекта из охранного списка предусматривает следующие процедуры:

Согласно пункту 18, части 3 постановления алгоритм лишения статуса памятника истории и культуры идентичен как для памятников республиканского, так и местного значения. Для исключения из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского или местного значения, уполномоченный орган представляет на рассмотрение специальной комиссии набор документов: копии паспорта охраняемого объекта и его учётной карточки, фотографию (в законе указывается именно в единственном числе – прим. автора), копию охранного обязательства и заключение историко-культурной экспертизы о полной физической утрате объекта и (или) утрате историко-культурного значения.

На основании этих документов специальная комиссия (непонятен её статус и полномочия, смущает ее закрытость и непрозрачность алгоритма) принимает решение об исключении памятников из охранных списков на основании заключения историко-культурной экспертизы. Для памятников местного значения затем создаётся постановление акимата об исключении, для исключения памятников республиканского значения необходимо постановление правительства.

Если гостиница «Жетысу» полностью разрушена, то площадь Республики и дом политпросвещения всё ещё существуют и должны сохранить свой статус памятников архитектуры местного значения в силу своей художественной, а в случае площади, и исторической значимости.

Ансамбль площади Республики был построен между 1973-1979 годами коллективом архитекторов Алма-Атагипрогора, в который входили Ю. Туманян, М. Павлов, Р. Хальфин. 26 января 1984 года решением Алма-Атинского горисполкома площадь, тогда носившая имя Брежнева, впервые была добавлена в список памятников местного значения. Это первая по-настоящему модернистская площадь в городе и один из крупнейших градостроительных ансамблей, построенных одномоментно. Симметричная композиция разворачивается вокруг оси улицы Байсеитовой, которая соединяет площадь с площадью Астана (Старой площадью). Архитекторы видели её как своеобразные ворота между старым и новым городом. Створ ворот формируют два высотных жилых дома, на крыше которых находятся уже не функционирующие в наши дни электронные газеты. Два административных зданиях бывшего министерства сельского хозяйства и здания проектных организаций, напоминающие по форме хоккейную клюшку, ограничивают площадь с севера, направляя пространство в створ ворот.

В 1982 году, вскоре после завершения строительства, авторский коллектив проекта удостоился государственной премии СССР.

В фильме 1982 года, снятом по заказу Госстроя КазССР, рассказывается о здании ЦК КазССР (современный акимат г. Алматы, имеет статус памятника архитектуры) и в целом обо всей площади. Здесь она описывается как «просторная», «широкая» и «светлая». Именно такая романтика больших пространств была свойственна модернистской архитектуре того периода и ансамбль площади максимально воплотил её в своей композиции. Без должного соблюдения существующего охранного статуса, в 2007 году была разрушена трибуна, а в 2016 в ходе реконструкции одного из административных зданий, с него были демонтированы солнцезащитные решётки, подверглись значительным переделкам фонтаны по сторонам от акимата и по улице Байсеитовой. Несмотря на всё это, сама площадь и входящие в неё сооружения хорошо сохранились и поэтому их ни в коем случае нельзя исключать из охранных списков, а наоборот, стоит сохранить их статус и начать реставрацию.

Дом политпросвещения был построен на пересечении проспекта Достык и улицы Курмангазы в 1982 году. Помимо самого дома Политпросвещения, расположенного в центре Z образной композиции, вдоль проспекта Достык построили министерство геологии (здание сохранилось) и министерство мясомолочной промышленности, которое снесли в 2016 году и сегодня на его месте завершается строительство нового корпуса. В авторский коллектив оригинального комплекса входили Юрий Ратушный, Олег Балыкбаев и Тохтар Ералиев.

Главная выдающаяся деталь центрального корпуса — внушительный портал, сформированный за счёт расположения аудитории на 1000 человек над входной группой. Архитекторы видели в нём своеобразную отсылку к традиционной среднеазиатской архитектуре.

Из-за своей массивной композиции и обилия глухих поверхностей здание считается одним из примеров брутализма в советской архитектуре.

Учитывая, что главное здание Дома политпросвещения сохранилось с минимальными изменениями в облике, оно также заслуживает сохранения охранного статуса. Кроме того, дом политпросвещения является частью ансамбля площади Абая и комплексной застройки проспекта Достык. Помимо самих зданий, под охрану попадает и прилегающая к ним территория. Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта историко-культурного наследия города Алматы утверждены решением маслихата города Алматы от 10 сентября 2014 года №261. Тем не менее, этот факт не помешал изменению таких элементов благоустройства как фонтанов и других малых форм.

Фонтаны, уничтоженные во время реконструкции дома политпросвещения.

Алгоритм по внесению и исключению объектов историко-культурного наследия в охранные списки чрезвычайно непрозрачен и искусственно усложнён. Например, самим существованием некой непрозрачной и с нерегламентированными полномочиями комиссии. Стоит отметить, что алгоритм республиканского списка более закрытый, и, учитывая, что республиканские структуры находятся в Астане, это фактически не позволяет местным жителям влиять на формирование этого списка. Необходимо полностью пересмотреть существующие правила, чтобы сделать процедуру более открытой, прозрачной, а главное, создать условия, при которых инициатива внесения объекта в список памятников хотя бы местного значения от населения стала реализуемой. Необходимо разграничить ответственность и участие всех заинтересованных сторон. Сейчас же непонятно, кто является органом, ведущим составление, каталогизацию и хранение всех учетных карточек, большинство из которых находятся в Центральном государственном архиве города Алматы.

Необходимо ужесточить контроль за соблюдением охранного статуса памятников, то есть, исключить возможность внесения изменений в облик объекта. Должно быть наложено обременение с различными ограничениями на реконструкцию. Сам контроль на постоянной основе, с ежегодной фиксацией состояния, должен проводиться местными органами, заинтересованными организациями и объединениями. Кроме того, должен быть проработан механизм проведения реставрационных работ, а процедура надзора должна быть абсолютно прозрачной.

При этом процедуру исключения объектов из охранных списков, наоборот, нужно максимально усложнить. В настоящее время она очень закрытая и в тоже время достаточно формальная, это показывает факт исключения зданий из списка уже после их сноса, что произошло с гостиницами «Медео» и «Жетысу». Нужно исходить из главного постулата — памятники архитектуры не бывают бывшими.

Кандидаты на включение в списки памятников должны обсуждаться не за закрытыми дверями, а широким и прозрачным кругом независимых, незаинтересованных экспертов и с учётом мнения горожан.

Кроме того, должны быть пересмотрены некоторые критерии включения объектов. Так несколько зданий, вносимых в этом году в список памятников, являются новостройками, появившимися менее 10, а то и 5 лет назад – яркий пример «Алматы арена». Сейчас возраст включаемых зданий не прописан, хотя в мировой практике он составляет минимум от 20 до 30 лет.

Список памятников республиканского и местного значения должен продолжать расширяться, сегодня он охватывает только самые выдающиеся общественные здания, древние курганы и различные монументы. За бортом остаётся жилая застройка и уникальные инженерные сооружения. Но самое главное, охранные списки должны реально работать, чтобы не приходилось исключать объекты из них постфактум, после их разрушения.