23404
15 ноября 2019
Давид Камински, специально для Vласти. Фотографии Данияра Мусирова

Парадокс Белки

Как арт-объект стал заложником в противостоянии двух парадигм развития Алматы: «города для людей» и «города для автомобилей»

Парадокс Белки

8 ноября руководитель управления культуры Алматы Эрнар Курмашев сообщил, что скульптура Белки, установленная у главного входа выставочного комплекса Атакент будет демонтирована, так её не эстетичный вид портит облик города. Менее чем через сутки акимат поспешил опровергнуть это заявление, а позднее Курмашев уточнил, что Белку сохранят, но при условии, если её приведут в порядок к декабрьским праздникам. Но помимо дискуссий об эстетических качествах скульптуры, её художественных достоинствах или недостатках, Белку преследует спор, связанный с ликвидированными при её установке парковкой и заездом на территорию Атакента. Напомним, что площадь перед главным входом Атакента стала пешеходной в июле 2018 года параллельно с установкой Белки.

Спор вновь обострился в начале октября этого года, когда местные предприниматели направили коллективное обращение в Палату предпринимателей. В обращении не говорилось о ликвидации скульптуры, но предлагалось восстановление проезда через арки центрального входа.

В конце октября был организован опрос касательно будущего образа Белки. Лидером среди четырех предложенных вариантов стала «Белка из пластика», но на втором месте оказалось возвращение парковки вместо сохранения скульптуры.

Фотография Светланы Ромашкиной

Таким образом, арт-объект стал заложником в противостоянии двух парадигм развития города: «города для людей» и «города для автомобилей». Вопрос стоит о ликвидации арт-объекта и восстановлении парковки, либо сохранении площади, независимо от того какой арт-объект (Белка или нечто новое) станет точкой притяжения на ней.

В советское время это пространство являлось разворотной площадкой и стоянкой для туристических автобусов, доставляющих посетителей ВДНХ. По бокам от современных арок располагались входные павильоны. Позднее территория превратилась в своеобразную базарную площадь, а с 90-х годов вместе с ростом числа автомобилей стала парковкой.

Площадь, появившаяся вокруг Белки, является первым крупным примером применения тактического урбанизма в городе. В отличие от реконструкции площади Астана, которая потребовала капитального строительства, здесь пешеходное пространство было выделено за счет вазонов, вместо сложных амфитеатров использованы обычные скамейки, а активность формировали временные павильоны и фудтраки. Зимой здесь был залит каток, который обеспечил максимальное привлечение людей на эту территорию. Таким образом, в кратчайший срок «мертвая» с точки зрения городской жизни парковка превратилась в оживленное общественное пространство. И, конечно, в привлечении людей в это пространство немалую роль сыграла скульптура, мгновенно ставшая достопримечательностью.

Но эта площадь не может существовать вечно в таком виде, вместе с тем она потеряет свою привлекательность, если лишится магнита. В условиях использования мер тактического урбанизма невозможно полностью раскрыть потенциал пространства, так как используемые меры довольно ограничены в своих формах и масштабах. Кроме того, асфальтовое поле независимо от богатства функционального наполнения и активности сохраняет недружелюбную к человеку атмосферу бывшей парковки, а также исключает возможность постоянного озеленения.

При этом наличие якоря (в виде арт-объекта, фонтана или другого объекта притяжения) на этой площади необходимо для более равномерного распределения жизни на ней. Современный урбанизм показывает, что в условиях пустого пространства люди склонны распределяться по краям этого пространства, занимая позицию, которая позволяет обозревать происходящее вокруг, но и подсознательно чувствовать защиту, — эта привычка досталась нам с древнейших времен. При этом, когда среди этого пространства появляется доминанта, люди начинают собираться вокруг нее. Таким образом, пространство используется более равномерно. Если же эта доминанта является ярким, уникальным объектом, то притяжение становится только сильнее.

Кроме того, для успеха общественного пространства важно наличие транспортной доступности, но больше всего заметность и видимость. И именно второй фактор является главным, подогревающим споры касательно Белки, пешеходной зоны и ликвидации парковки.

Любые изменения, которые происходят на перекрестке важных магистралей, всегда будут видны огромному числу людей, но происходящее в глубине кварталов попадается на глаза немногим. Так и в случае с площадью у главного входа оказалась уничтожена самая заметная парковка, а многократно превышающие её по площади и вместимости паркинги на территории Атакента остались почти не затронуты изменениями. При этом некоторые автомобилисты продолжают парковаться на площади вдоль запрещающей желтой линии.

Оранжевым выделено пространство Атакента, занимаемое парковкой

Площадь бывшей парковки у главного входа составляет приблизительно 0.43 га, что дает примерно 150-180 парковочных мест при устройстве перпендикулярной парковки с учетом проездов между рядами. Это составляет от 7% до 10% от общей площади парковки и числа парковочных мест до сих пор доступных на территории южнее улицы Тимирязева. Общая площадь сохранившейся парковки составляет около 5.7 га, что позволяет разместить более 2 тысяч автомобилей или приблизительно 2200-2300 парковочных мест, расположенных в разных частях территории, в том числе в самом её центре.

Таким образом, острота вопроса с возвращением парковки на месте Белки сводится не к её наличию и использованию, а к её видимости. В то время как важность сохранения этой скульптуры, либо установка на её месте какой-либо другой, это вопрос сохранения площади и создания нового пешеходного пространства, которое в самое ближайшее время необходимо закрепить в постоянную, капитальную форму в граните и бетоне. Для эффективного использования пространства видится возможным изменение перекрестка Тимирязева-Ауэзова за счет ликвидации разворота, занимающего почти половину площади.

В Алматы исторически существует дефицит площадей и общественных пространств, тем более вне исторического центра. На протяжении долгого времени под общественными пространствами подразумевались лишь скверы, а за площади принимались лишенные какого-либо наполнения мощенные или заасфальтированные плацы перед знаковыми зданиями. Новое пространство перед входом в Атакент — потенциальный первый шаг к изменению этой парадигмы и первый успешный пример подобных перемен. И неважно, будет ли над этим пространством возвышаться белка, волк, яблоко, тиранозавр, обелиск или фонтан.