Цикл общественных слушаний, инициированный управлением городского планирования и урбанистки города Алматы, становится главным развлечением конца года. На ноябрь и декабрь было заявлено четыре таких мероприятия. Первое касалось реконструкции Театра драмы им. Ауэзова – оно прошло неделю назад, а в минувший вторник горожанам предложили обсудить проект девятиэтажки, которую возведут в центре Алматы – на перекрестке Назарбаева-Кабанбай батыра.
Первая хорошая новость — на слушании было много неравнодушных людей, наблюдался даже представитель полиции, который пришел, скорее всего, из-за накала страстей, местами сравнимый с тем, что происходило на слушаниях по Кок-Жайляу. Вторая хорошая новость: никто не подрался, слушания не прервали, хотя к этому были близки.
Первым выступил представитель строительной компании Exclusive Ержан Таужанов. Он начал перечислять проекты, которыми, видимо, гордится: например, высотки на Желтоксан-Курмангазы, «Панорама» и Алатау сити, а так же хорошие дела компании: озеленение, перевод мультфильмов на казахский язык, строительство вертолетной площадки для больницы, ремонт подземных переходов в Алмалинском районе и удивился, что ни один социальный проект компании не вызывал такой интерес у СМИ и блогеров, как строительство жилого дома на Кабанбай батыра. «Кто нас сталкивает лбами? Это анонимные интернет-пользователи, которых здесь нет!», — заявил девелопер. Тут же из зала шумно выступили активисты Абай Ерекенов и Салтанат Ташимова. Слушания оказались на грани срыва, но модератору и организаторам удалось справиться с публикой. Однако представитель компании слишком зациклился на перечислении её достижений и никак не мог подступить к преставлению собственно самого проекта, но все же в итоге смог рассказать предысторию пустыря:
«Я хочу снять мифы, которые сейчас есть в СМИ. В 2006-2007 году данный жилой комплекс был выкуплен Capital Partners, всем известной по проекту Есентай, и на этом месте планировалось строительство 24-этажного отеля. Из-за проблем в компании он не реализовался, и участок перешел в собственность Казкоммерцбанка. Много лет участок пустовал. Согласно рекомендациям акимата участок был временно облагорожен. Это миф №1. Никогда на этом месте парка не было. Второй миф – акимат бесплатно нам этот участок не выдавал, компания приобрела этот участок по официальной сделке у Казкоммерцбанка. Давайте развеем миф №3. Согласно плану детальной планировки можно построить 12-этажное здание. План детальной планировки утвержден маслихатом еще много лет назад».
От представителей общественности выступила Асель Есжанова из Urban Forum Kazakhstan. Она отметила, что общественное объединение уже 2,5 года говорит о том, что нужно возродить градостроительный совет, в который войдут не представители строительных компаний и девелоперов (как это было прежде), а независимые профессионалы. Асель напомнила, что в 2008 году Нурсултан Назарбаев отметил негативные последствия точечной застройки города Алматы и поручил ввести ограничения по этажности и объявить мораторий по застройке в исторической части. Об этом говорил и президент Токаев во время своего недавнего визита. Асель Есжанова призвала отменить решение о строительстве объекта по нескольким причинам: «Вставка столь массивных сооружений среди малоэтажной застройки противоречит нормам сейсмической безопасности. Второе: проект следует принимать на основе инсоляции и освещенности, а так же в соответствии с противопожарными нормами, для этого есть СНиПы, на которые обязательно нужно опираться. Третье: возведение таких высотных жилых домов неминуемо усилит нагрузку на инженерную и социальную инфраструктуру во всем районе, это может привести к нехватке давления воды и газа, проблемам отопления, к дефициту мест в школах и детсадах. С точки зрения экологической безопасности высотные здания создают помехи в проветриваемости города. Этот проект не учитывает розу ветров. Генплан Алматы 1949 года, принимая во внимание данный фактор, предусмотрел расширение города в юго-западном направлении и застройку центра города 3-4-этажными зданиями для беспрепятственного прохода горного бриза. Рассматриваемое здание нарушит архитектурно-художественный стиль старого центра, который был заложен еще в 1930-1960 годах. Любое строительство в центре города должно учитывать сложившийся там контекст. Это невысокая этажность, прямые улицы с видовыми точками на горы, строгое соблюдение красной линии, озеленение и арычная система».
Асель Есжанова предложила провести комплексный анализ района, оценку целесообразности строительства и выявление актуальных потребностей жителей и пользователей.
После этого микрофон взял автор проекта, архитектор Нурлан Камитов и начал рассказывать о сетке города и «сердце Алматы»: «Рядом стоит ЖК Столичный - 22 этажа, гостиница Алматы – 8 этажей, если перевести в квадратные метры, то это получается 9 этажей». Он приводил в пример другие высотные здания в центре города, упирая на то, что нужно сохранять не сооружения, а уникальную градостроительную сетку Алматы, которая, «кажется, входит в ЮНЕСКО».
«Когда говорят, что город должен быть рассчитан на малоэтажную архитектуру, это неправда, архитектура должна быть разной. Этот проект проходил экспертизу совместно с метрополитеном. По регламенту было 20 этажей, потом было разрешено сделать 12, но именно метрополитен обусловил 9 этажей, плюс подземный паркинг. Здесь был проект отеля, а потом бизнес-центра и именно он давал транспортную нагрузку. В жилом доме не будет нагрузки, потому что он рассчитан на 60 квартир, это 60 машин». Говоря об экологии, Камитов отметил, что лучше построить одно высотное здание, чем несколько 3-4-этажных: «для Алматы грамотно не разрастание, а скученность». Что касается инсоляции, то Нурлан Камитов посоветовал жильцам письменно запросить информацию у застройщика.
«Город должен развиваться. Здесь стоят трехэтажные каркасно-камышитовые дома, они опасны, у них нет паркинги и дому надо думать, что с ними делать. Они экологически изжили себя. Мы представляем свое видение будущего, это наша концепция», — подытожил архитектор, вызвав у части аудитории волнение.
«На самом деле дома Жилкомбината кирпичные!», «Вы нарушаете целостность исторического ансамбля», «Остался маленький кусочек Алматы, оставьте его в покое, пожалуйста», — раздавались крики из зала. «Это так же, как и Кок-Жайляу, отнеситесь с уважением к нашей истории. Здание на Желтоксан мы уже потеряли, дом Колпаковского сгорел, у нас осталось только несколько зданий. Сейчас речь идет о сохранении исторической части города. Есть Наурызбайский и Алатауский район, стройте там!»
Немало возмущений Нурлан Камитов вызвал, когда сказал, что у Алматы нет как таковой стилистики, и нельзя сказать, что вот это здание является сердцем города.
Слово дали Габиту Садырбаеву, бывшему главному архитектору Алматы (по залу пронеслось «Желтоксан, 115…» - именно он «продвигал» в свое время снос здания Генплана и строительство на его месте «Кайсар плазы»): «Наше предложение было таким – сделать фасады классические. Выбрать из тех архитектурных стилей, которые там есть, и сделать здание в стиле классики алматинской архитектуры. По высотности, плотности – это должно быть в соответствии с нормативами. Половина территории не должна застраиваться, там должно быть благоустройство, парковка, само собой».
Оказалось, что жители района написали письмо Касым-Жомарту Токаеву и Нурсултану Назарбаеву, в котором просят сохранить существующую застройку квартала, потому что он является самым посещаемым иностранными туристами и олицетворяет собой старый город. Неожиданно письмо завершилось предложением поставить на месте предполагаемого здания …памятник Нурсултану Назарбаеву.
Один из архитекторов отметил, что проект очень хороший, но здание не должно спорить по высоте с соседним сооружением. Он выразил мнение, что конфликт родился, потому что «нас по факту собрали, когда уже все осуществлено. Общественность права, что требует внимания. Общественные слушания нужно проводить до проектирования, и должен проходить архитектурный конкурс, профессионалы должны обсуждать и решать».
Один из участников обсуждения обратил внимание на то, что на эскизе проекта не 9 этажей, а 11. Он подошел к экрану и буквально посчитал этажи. К сожалению, застройщик не смог прокомментировать этот казус, а Нурлана Камитова уже не было в зале.
Под занавес выступил главный архитектор города Алмасхан Ахмеджанов, который разочаровано отметил, что думал, что состоится конструктивное обсуждение. С другой стороны, что можно ожидать от людей, когда им предлагают обсудить то, что уже, похоже, решено.
График общественных обсуждений:
Поддержите журналистику, которой доверяют.