Казахстан направил официальный запрос о вступлении во Всемирную торговую организацию в 1996 году. На его рассмотрение было потрачено почти 20 лет, хотя некоторые страны Центральной Азии справились с этим за меньшие сроки. К примеру, Кыргызстан – за 2,5 года, а Таджикистан за 11 лет. 10 июня 2015 года закончился главный этап – двусторонние переговоры со странами-участницами ВТО. Об условиях членства, во многом от которых зависит судьба Казахстана в составе организации, пока ничего неизвестно. Вероятнее всего, часть из них будет раскрыта после 22 июня 2015 года, дня, когда вступление Казахстана будут ратифицировать другие участники ВТО.
Проблематика вхождения Казахстана менялась на протяжении всего переговорного процесса. С первого и до последнего момента был актуален вопрос несовершенства законодательства и тарифной системы. Однако, на ранних этапах дискуссии все осложняло формирование и реструктуризация экономики. После решения ряда острых экономических проблем, у Казахстана появились дополнительные сложности из-за вступления в Таможенный, а затем Евразийский экономический союз.
Но, несмотря на это, чиновники разных уровней всегда говорили, что эффект, который окажет членство в ВТО на экономику Казахстана, оправдает временные затраты. Среди главных преимуществ сама организация отмечает интеграцию страны в глобальную экономику, а также либерализацию торгового и инвестиционного режимов. Министерство национальной экономики Республики Казахстан также считает, что вступление поможет устранить излишние барьеры в торговле, усилить транспарентность и предсказуемость торговой политики, а в перспективе – привести к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров.
Можно также выделить еще ряд положительных моментов, которые открывает перед страной и населением участие в ВТО. Во-первых, это снижение цен на импортируемые товары, что позволит сократить расходы граждан, поскольку в потребительской линейке появится более дешевая продукция. Во-вторых, в стране возможно открытие новых производств, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций и экспорт новых технологий.
В-третьих, экономику Казахстана поддержит возможность свободного выхода на экспортные рынки, а также обострение конкуренции между импортными и отечественными товаропроизводителями, что не только должно увеличить производство в конкурентных областях, но и улучшить качество местной продукции. И, в-четвертых, вхождение в ВТО позволит снять антидемпинговые меры и квотные ограничения для отечественных производителей.
Эксперты отмечают два главных риска, которые могут проявить себя после интеграции Казахстана в мировое торговое пространство. В первую очередь отечественные предприятия могут ослабить свои позиции на локальном рынке из-за неконкурентоспособного и менее эффективного производства, в сравнении с зарубежными предприятиями. Кроме того, из-за роста импорта в Казахстане может быть снижен потенциал развития МСБ и сокращен рынок труда. Хотя повсеместно с этим звучат и мнения о том, что объем производства товаров народного потребления в Казахстане не такой большой и на его фоне нельзя говорить о чрезмерно высоком упадке промышленности.
Одним из наиболее острых направлений для Казахстана остается сельское хозяйство. В Миннацэкономики, тем не менее, утверждают, что вопрос разрешения поддержки этого сектора в рамках программы развития «Агробизнес 2020» оставался одним из самых значительных во время переговоров. Известны прецеденты, когда секретариат ВТО шел на встречу таким просьбам. К примеру, России было разрешено снижать свои таможенные пошлины для автомобильной промышленности в течение 7 лет, чтобы поддержать её укрепление.
Конфронтация экспертных мнений заканчивается на том, что многое зависит от условий вступления страны в ВТО. Однако большинство из них склоняются к выводу, что финальное соглашение о вступлении вряд ли подразумевает какой-либо переходный период для Казахстана, в течение которого страна сможет поэтапно снижать импортные тарифы, улучшать законодательство и выполнять другие нормы. Правила же, ко всему прочему, предполагают и существенное ограничение мер господдержки различных сфер экономики.
Между тем представители различных отраслей экономики ожидают, что изменения после вступления в ВТО затронут множество секторов – от автопромышленности, где игроки говорят о снижении пошлины на ввоз иномарок, что может привести к снижению производства новых автомобилей, до пищевой промышленности, где особенно участники мясного рынка прогнозируют усиление конкуренции и ослабление цен на продукцию.
Впрочем, чтобы иметь хотя бы условное представление о том, чего ожидать Казахстану после вхождения в ВТО, необходимо кратко рассмотреть опыт других государств. К примеру, для Кыргызстана, который состоит в организации более 17 лет, эффект не был однозначным. Параллельно с общим ростом сферы услуг в ВВП и товарооборота, прежде всего со странами-членами ВТО, в период 1998-2007 годов наблюдалось и снижение доли Кыргызстана в мировом экспорте с 0,016% до 0,009%. Причем сокращение произошло в сырьевом секторе.
Для Армении участие в ВТО стало более результативным. В период 2003-2008 годов, то есть первые 5 лет членства, рост ВВП страны в среднем составлял 12% и был обеспечен за счет увеличения внешнего финансирования, улучшения производительности труда, развития строительного сектора и сектора услуг. Благодаря либерализации инвестиционного режима, объем инвестиций в Армению за эти 5 лет составил 3,4 млрд долларов.
В России, во время правительственного совещания по итогам первого года участия в ВТО, тогдашний президент Дмитрий Медведев выделил общее повышение конкурентоспособности экономики. Однако, он указал на появление новых угроз в прежних проблемных секторах - автопромышленности, сельском хозяйстве, сельхозмашиностроении, а также в легкой и пищевой промышленности. Тогда он призвал предприятия к более активной модернизации производства, а правительство к своевременному анализу обстановки и помощи нуждающимся отраслям.
В случае же Украины, ожидаемый эффект от вступления в ВТО после первых 5 лет членства, был подпорчен мировым экономическим кризисом 2008 года. В период 2008-2012 годов общий объем экспорта украинских товаров вырос на 39,7%, тогда как импорт увеличился на 39,5%. При этом наибольшие выгоды получили аграрный сектор, где объемы экспорта выросли в 2,5 раза, сфера машиностроения, где экспорт увеличился на 80% и отрасль минеральной продукции, который увеличил поставки за рубеж на 79%.
Полноценное представление об эффекте от вступления в ВТО на базе этих данных сформулировать сложно. Многое, безусловно, зависит от изначальной эффективности предприятий и государственного регулирования. Однако еще большее зависит от конечных условий членства, а также желания и возможностей самих экономических субъектов конкурировать в новой среде.