В четверг в мажилисе представители Национального банка презентовали законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального банка». Новый документ значительно должен облегчить жизнь заемщиков, однако в ходе обсуждения депутаты не совсем поняли, в чем конкретно Нацбанк видит улучшения.
Как пояснил в ходе презентации законопроекта заместитель председателя национального банка Куат Кожахметов, одним из основных направлений законопроекта является совершенствование механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг.
«С целью недопущения роста заемщиков – физических лиц вводятся предельные сроки принятия банком мер в отношении проблемных заемщиков. Так, при достижении заемщиком-физическим лицом просрочки, банк принимает следующие меры, предусматривающие проведение реструктуризации займа: обращение с иском в суд о взыскании суммы долга, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном либо в судебном порядке и т.д.
Следующее. Ограничен предельный размер неустойки (штрафы, пени) - не более двух ставок рефинансирования Национального Банка (в настоящее время это 11%) от просроченной задолженности», - пояснил Кожахметов.
Также по его информации, установлена очередность погашения задолженности при недостаточности платежа по займу: 1) основной долг 2) вознаграждение по кредиту 3) неустойки (штрафы, пени) 4) издержки по взысканию задолженности.
«В настоящее время действует статья гражданского кодекса, что в случае недостаточности платежа, сначала удовлетворяется требование банка по пеням, штрафам и неустойкам. Здесь мы закладываем жесткий механизм», - подчеркнул представитель нацбанка.
Кроме того, вводится запрет на удержание задолженности с банковских счетов заемщиков более 50% от сумм, поступающих на банковские счета. А для наибольшей информированности заемщиков и прозрачности условий предоставления кредитов «вводится запрет на взимание различного рода комиссий, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, микрокредита, за исключением определенного в НПА уполномоченного органа (Нацбанка)».
«Определены улучшающие условия, при которых банки вправе изменять условия договоров банковского займа только в одностороннем порядке», - добавил Кожахметов.
Разработчики внесли в законопроект и нормы по созданию дополнительных механизмов и условия по работе с неработающими активами банков второго уровня.
«Это повышение эффективности возвратности кредитных средств через фонд проблемных кредитов. Реализация данной задачи требуется законодательная регламентация операций, в том числе следующие условия: самостоятельное, а также совместное с банками совместное создание компаний по работе с проблемными активами, приобретение сомнительных и безнадежных активов банков, так и дочерних структур, уполномоченных работать с проблемными активами. Финансирование банков на условиях платности, срочности возвратности для улучшения качества кредитных портфелей. Эта норма также распространяется на дочерние структуры банков, которые работают по улучшению активов. Использование услуг оценочных организаций, по вопросам, связанным с улучшением качества кредитных портфелей банков», - перечислил заместитель председателя.
Что касается положения по возвратности кредитов, обеспеченных залогом, здесь национальный банк отмечает, что «земельный участок является неликвидным активом и его реализация требует определенных затрат». Вместе с тем, незамедлительная реализация земельных участков может повлечь убытки, и неспособность обеспечения возвратности кредитных средств, выданных за счет привлеченных вкладов. В связи с чем, «в целях оптимального урегулирования указанного вопроса, предлагается установить, что принудительное изъятие земельного участка, находящегося в собственности банка в результате обращения взыскания на него, может быть осуществлено только после шести месяцев со дня возникновения права собственности на земельный участок у банка».
«При реализации банками земельных участков, срок освоения для нового правообладателя исчисляется заново», - пояснил Кожахметов.
Также в законопроект заложены нормы по эффективной реализации новой денежно-кредитной политики.
«В целях эффективности реализации требуется актуализация полномочий в части операций иностранной валюты, функционирования межбанковских переводов денег, функционирование платежных систем, осуществление безналичных платежей и так далее», - заключил представитель нацбанка.
Всего законопроектом предусматривается внесение изменений в четыре кодекса и 17 законов.
Впрочем, выслушав доклад заместителя председателя нацбанка, депутаты не совсем поняли, какие же улучшения разработчики предлагают.
«Проектом определены улучшающие условия, при которых банки вправе изменять условия договоров банковского займа в одностороннем порядке. Это улучшает условия. Чьи условия? Заемщика или банка?», - поинтересовался мажилисмен Розакул Халмурадов.
На что Кожахметов парировал, что, естественно, речь идет о заемщике.
«В одностороннем порядке банк может их улучшить. Ухудшающих условий без согласия заемщиков невозможно. Ухудшающие условия только при обоюдном согласии», - подчеркнул он.
Следом вопрос прозвучал от депутата Айгуль Соловьевой, которая также поинтересовалась, действительно разработчик относит вносимые поправки к улучшению.
«Проведение реструктуризации займа, обращение с иском в суд о взыскании суммы долга, обращение на заложенное имущество во внесудебном либо судебном порядке. Потом не более двух ставок рефинансирования Национального банка, и изменение условий в одностороннем порядке. Вы это серьезно относите к улучшению? Потому что в суд вам и так никто не запрещал. Вы и так у людей изымаете имущество без проблем. В чем улучшение вы конкретно можете сказать нам?»
Куат Кожахметов в очередной раз подтвердил: поправки действительно направлены на улучшение жизни заемщиков. Он привел пример - сегодня действуют нормы по ограничению предельного размера неустойки, штрафа, пени – не более 10% (от суммы основного долга – V) и не более 0,5% в день. Теперь же разработчики предлагают – не более двух ставок рефинансирования от просроченной суммы.
«Это снижение в значительной степени, - заверил Кожахметов. - Сейчас ставка рефинансирования 5,5%, в текущий момент – 11%. Даже если ставка рефинансирования будет расти, это гораздо (меньше – V) той суммы, которая предусмотрена в законодательстве», - заключил он.