27007
20 сентября 2024
Дмитрий Мазоренко, фото ortcom.kz

Власти берут из Нацфонда все больше денег. Чем грозит Казахстану его исчерпание?

От отсутствия денег на программы развития до масштабного экономического кризиса

Власти берут из Нацфонда все больше денег. Чем грозит Казахстану его исчерпание?

Read this article in English.

В 2024 году общий объем трансфертов из Национального фонда может оказаться рекордным как минимум за последние 10 лет. Из-за постоянных поручений президента, которые требуют дополнительного финансирования в условиях нехватки республиканского бюджета, Нацфонд стал покрывать 20% госрасходов. Постоянный рост изъятий денег в последние годы ставит перед Казахстаном проблему полного исчерпания Нацфонда в обозримой перспективе. Власть объясняет, чем это чревато.

На прошлой неделе вице-министр национальной экономики Азамат Амрин заявил, что для покрытия дефицита бюджета в 2024 году Казахстан дополнительно возьмет из Национального фонда порядка 2 трлн тенге.

Это уже второе за год внеплановое обращение к активам Нацфонда. Первым стало решение приобрести за счет его средств 12% акций «Казатомпрома» стоимостью 467,4 млрд. для финансирования республиканского бюджета на эту сумму.

В результате общий объем трансфертов в 2024 году превысит 6 трлн. тенге, хотя в начале года планировалось, что они составят 3,6 трлн. тенге.

Изъятия продолжают расти несмотря на неоднократные требования президента и правительства сокращать их, чтобы довести активы Нацфонда до $100 млрд к 2030 году.

Для достижения цели президента правительство еще в 2022 году установило лимиты на гарантированные трансферты из Нацфонда. Формально это снизило общий размер трансфертов в 2023 году на 600 млрд тенге.

Однако в том же 2023 году правительство в срочном порядке привлекло из Нацфонда 1,3 трлн тенге, оформив их в виде сделки по покупке 20% акций «КазМунайГаза». В результате общий объем изъятий из Нацфонда за год составил 5,3 трлн тенге.

Всего с 2013 по 2024 год в бюджет из Нацфонда направили около 38 трлн тенге. С 2020 года ежегодный объем изъятий стабильно превышает 4 трлн тенге.

При этом активы Нацфонда, несмотря на сохраняющиеся с 2022 года высокие цены на нефть, продолжают снижаться. К августу 2024 года они сократились до $60 млрд с пиковых $77,2 млрд в августе 2014 года.

В 2023 году снижению активов, на фоне глобального экономического спада, поспособствовало сокращение налоговых поступлений в Нацфонд от компаний нефтегазового сектора — на 30% до 4,5 трлн. тенге по сравнению с 2022 годом. Но это не основная причина.

Изначально Нацфонд создавался для того, чтобы собирать избыточные нефтяные доходы для будущих поколений и для финансирования бюджета в кризисные для экономики периоды.

Его деньги начали активно расходовать в период мирового финансового кризиса 2008 года, сильнее всего ударившего по банковскому сектору Казахстана. Но затем, помимо мер против геополитического кризиса 2015 года и пандемии коронавируса, средства Нацфонда шли на исполнение предвыборных обещаний и ежегодных президентских поручений.

Политические обещания, даваемые президентом в своем послании, а нередко и вне его, способствуют росту государственных расходов, увеличивая дефицит бюджета. А Нацфонд стал основным источником для его покрытия. По данным министерства финансов, в 2023 году дефицит бюджета сложился на уровне 2,2 трлн. тенге. Но, по оценке аналитиков Halyk Finance, без средств Нацфонда он составил 11,6 трлн. тенге.

Использование средств Нацфонда растет как из-за отстающего от ожиданий правительства объема собираемых налогов, так и роста государственных расходов — на поддержку экономики и инфраструктуры, социальные расходы и обслуживание государственного долга. В последние три года средства Нацфонда покрывают свыше 20% трат бюджета.

Один из главных вопросов, возникающих на этом фоне — целесообразность вложения средств Нацфонда в экономику. По оценке экспертов, большая часть из них не приносит эффекта. Деньги идут на поддержание работы предприятий и организаций, которые не дают должной отдачи в виде роста экономики, налоговых отчислений и занятости.

Другой важный вопрос — насколько реалистично Казахстану ставить цель по доведению активов Нацфонда до $100 млрд. Среди экспертов складывается консенсус, что основной задачей постепенно станет их удержание на уровне неснижаемого остатка в $50 млрд.

Задача сохранения тоже может оказаться недостижимой из-за необходимости увеличивать социальные расходы в связи с ростом населения и падающим качеством его жизни, поскольку у государства нет четкого плана по тому как обеспечить соразмерный рост доходов бюджета.

Технически у правительства и Нацбанка есть возможность искусственно нарастить активы Нацфонда, манипулируя ценными бумагами нацкомпаний по примеру КМГ и «Казатомпрома». Правительство может увеличить частоту сделок с акциями нацкомпаний, покупая их с дисконтом и показывая более высокую стоимость в структуре активов Нацфонда.

Но проблема состоит в том, насколько дорогостоящими и продаваемыми останутся эти акции. Особенно в условиях перегруженности нацкомпаний кредитами и потенциальных экономических шоков, к которым может привести как противостояние Китая и США, выливающееся в деглобализацию мировой экономики, так и внутренние дисбалансы в китайской экономике.

Исчерпание Нацфонда грозит Казахстану массой проблем. Прежде всего тем, что в будущем страна не сможет финансировать нынешний объем государственных расходов по национальным проектам развития. А в случае полного исчерпания проблемой станут даже базовые траты на инфраструктуру, образование, медицину и пенсии.

Кроме того, Нацфонд нередко выступает источником государственных гарантий по инфраструктурным и экономическим проектам, которые Казахстан реализует совместно с международными организациями.

Без Нацфонда страна может столкнуться с трудностями как при реализации этих проектов, так и при погашении взятых на это займов. А в самом худшем сценарии — с дефолтом по этим обязательствам, который спровоцирует многоуровневый экономический кризис.