Члены рабочей группы ВТО высоко оценили качество вступительных документов Казахстана. По их мнению, они внесут большое количество изменений и откроют доступ на рынок страны всем членам ВТО, не подвергая их дискриминации со стороны местных компаний. В будущем эти усовершенствования должны либерализовать торговый режим и дать импульс для окончательной интеграции Казахстана в мировую экономику. Vласть разбирается, какие изменения предполагают эти документы.
Стоит начать с того, что во время переговоров Казахстан заключил 29 двусторонних соглашений по торговле продукцией и 15 двусторонних соглашений на оказание услуг. В рамках соглашений по поставкам товаров, Казахстан должен установить связующий тариф по импорту-экспорту всех видов продукции на среднем уровне 6,1%. При этом для сельскохозяйственных товаров тарифные ставки составят 7,6%, а для других видов продукции – 5,9%.
При этом в торговую политику Казахстана вводится понятие поставок по квотам. Прежде всего, они будут распространяться на линейку продукции из мяса птицы и мяса говядины, кроме высококачественных видов. Эти квоты будут предоставлены импортерам, выходящим на казахстанский рынок. За ввоз продукции вне квот будут взыматься более высокие пошлины. К примеру, при импорте говядины по квоте будет применяться ставка в размере 15%, а без квоты – 40%. Условия для мяса птицы практически аналогичны.
Также Казахстан согласился связать экспортные пошлины на 370 тарифных линий, 55% которых имеют нулевую процентную ставку. После того, как политика Евразийского экономического союза в отношении экспортных пошлин будет проработана, Казахстан должен унифицировать свой список пошлин с Россией, который состоит из 556 тарифных линий, 81,3% из которых также имеют нулевую процентную ставку.
Вместе с тем Казахстан намерен присоединиться к Информационно-технологическому соглашению (ITA), условия которого предусматривают отмену пошлин на ввоз IT продуктов, включенных в перечень этого соглашения.
Что же касается сервисных услуг, Казахстан достиг соглашения по 10 секторам, включая 116 подсекторов. Согласно одному из них, через 2,5 года иностранные игроки смогут иметь долю более 49% в уставном капитале казахстанских телекоммуникационных компаний, чего не могли делать ранее из-за существующих ограничений. Соглашение по банковскому и страховому секторам позволит зарубежным компаниям беспрепятственно открывать свои дочерние компании в Казахстане через 5 лет после вступления в ВТО.
Помимо этого, достигнуты договоренности об участии иностранных логистических компаний в секторах морских и автотранспортных перевозок, в том числе по транспортировке грузов и пассажиров. А через 2 года после ратификации договора о вступлении в ВТО, доступ к казахстанскому рынку получат зарубежные туристические агентства и туроператоры.
Эти же соглашения затрагивают и фармацевтический сектор. Через 5 лет с момента вступления, они позволят иностранным агентам осуществлять оптовые продажи фармацевтической, пара-фармацевтической и медицинской продукции на казахстанском рынке.
Казахстан уже достиг двусторонней договоренности по товарообороту с Аргентиной, Австралией, Бразилией, Канадой, Китаем, Кубой, Доминиканской Республикой, Эквадором, Египтом, Сальвадором, Европейским Союзом, Грузией, Гватемалой, Гондурасом, Индией, Израилем, Японией, Кореей, Кыргызстаном, Малайзией, Мексикой, Норвегией, Оманом, Пакистаном, Королевством Саудовская Аравия, Швейцарией, Тайванем, Турцией и США.
Двусторонние же договоренности по оказанию услуг были достигнуты с Австралией, Бразилией, Канадой, Китаем, Египтом, Европейским союзом, Индией, Японией, Кореей, Норвегией, Королевством Саудовская Аравия, Швейцарией, Тайбэем – столицей Тайваня, Турцией и США.
Помимо всего вышеперечисленного, полноценное вступление Казахстана в ВТО приведет к ряду ограничений в государственном регулировании и изменений в работе квазигосударственного сектора. В частности, Казахстан будет устанавливать ограничения по курсу обмена валют и иностранных платежей только согласно требованиям соглашения об участии в ВТО. Казахстан будет также придерживаться международных стандартов в вопросах санитарного и ветеринарного контроля товаров, прав интеллектуальной собственности, прозрачности государственных институтов и т.д.
Переходя к изменениям в конкретных отраслях, в нефтегазовом секторе госкомпании должны будут обеспечить иностранным инвесторам и компаниям равные условия участия на рынке, причем в части тарификации их продукции тоже.
В дополнении к этому, к началу 2018 года должно быть устранено положение о приоритетном статусе продукции местного содержания в инвестиционных контрактах нефтегазовых проектов. Тоже самое касается и льготной тарификации продукции автомобильной промышленности, практика которой должна завершиться к началу 2018 года
В течение четырех лет Казахстан будет работать над открытием своей системы государственных закупок для иностранных поставщиков. Вдобавок к этому, государственные компании тоже должны обеспечить беспрепятственный доступ зарубежных компаний к системе своих закупок и выбирать партнеров не из протекционистских соображений, а исходя из коммерческой выгоды.
Параллельно с этим государственные институты должны постепенно сводить на нет субсидирование отраслей промышленности, включая закрытие кредитных линий для предприятий в рамках программ развития и индустриализации. Однако ведомства могут пересмотреть их условия, и сделать так, чтобы полученные экспортерами субсидии просто не приводили к снижению конкурентоспособности импортных товаров. Тем не менее, для экспортеров сельхозпродукции условия будут более жесткими. Им помощь не должна оказываться совсем.
Ко всему прочему, к началу 2018 года профильные ведомства должны упразднить преференции по НДС для определенных агропромышленных предприятий. Впрочем, более подробно требования к сельскохозяйственному сектору будут прорабатываться во время Доха-раунда переговоров по вступлению в ВТО.
Заключительные ограничительные меры касаются специальных экономических зон, а именно предприятий, которые зарегистрировались в них после 2012 года. Импортные товары и сырье, произведенное вне ЕАЭС, теперь тоже будут облагаться пошлинами и налогами, хотя раньше такой практики не было. Если же эти товары будут ввозиться для дополнительной обработки, то налоги и пошлины по ним должны будут выплачиваться после окончания всех работ.