В среду президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел расширенное совещание правительства в Акорде, где снова критиковал работу министров и дрейфующие экономические программы, которые требуют перезапуска и существенной доработки из-за слабой эффективности.
Совещание началось с отчета министра национальной экономики Ерболата Досаева, который как всегда подчеркнул правильность инициатив президента и сказал, что с начала года они позволили экономике вырасти на 1%. Результаты подпортила горно-добывающая промышленность, производство в которой упало сразу на 2,2%. Обрабатывающая же промышленность выглядит более обнадеживающей - она подросла на 0,5%. Существенные проблемы наблюдаются в секторе машиностроения, который снизил производительность почти на треть, и в нефтяной отрасли – снижение запланированной добычи на 1,5 млн. баррелей замедлит ВВП еще на 0,22%.
Следом неутешительные результаты огласил председатель Национального банка Данияр Акишев. Он начал с того, что запланированный правительством коридор инфляции в 6-8% в этом году будет превышен. По словам Акишева, к ноябрю в годовом исчислении она уже составила 9,4%. Однако в следующем году регулятор будет работать так, чтобы не превысить эти границы.
Еще Нацбанк активно займется восстановлением доверия к тенге и будет регулярно объяснять населению, что происходит в финансовом мире. Впрочем, Акишев не стал отрицать, что если нефть будет стоить меньше 40 долларов, то возможна новая корректировка курса тенге. Однако он считает, что в ближайшее время ситуация существенно не ухудшится, поскольку все негативные сценарии уже реализовались. В целом регулятор не будет мешать фундаментальному финансовому тренду, но не собирается допускать «резкие и дестабилизирующие изменения обменного курса», как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления.
После отчетов других министров, инициативу взял президент и перешел к оценке работы правительства. Менее сдержанно Назарбаев отозвался о министре финансов. Бахыт Султанов, по его словам, недостаточно противодействовал излишним тратам государственных средств и не сильно заботился о результатах, которые принесли выделенные деньги. «Если бы у нас был нормальный министр финансов – казначей, он бы следил за каждой копейкой. А ты давал и давал, сколько просили, - сокрушался президент по поводу Султанова. – Я тебе поручил казну государства, ты – карман государства! Увеличили представителей по тому, как сорить деньгами, казной государства. Ну как такому можно позволить быть?»
Министр финансов, в представлении президента, должен быть бескомпромиссным. Он вспомнил Булата Жамишева, нынешнего председателя правления Банка развития Казахстана, в период работы министром финансов: «Может он не нравится кое-кому, мне тоже иногда не нравится. Но то, что он прямой как оглобля – это точно. И в интересах государства бережет».
Назарбаев заметил, что впредь не допустит подобного расточительства, особенно во время трансформации государственного холдинга «Самрук-Казына». Структура активов фонда, по его утверждению, должна быть оптимизирована до таких пределов, которые обеспечат компактность фонда для лучшего управления и максимального сокращения госрасходы.
К другим членам правительства президент тоже не был благосклонен. Он с досадой заявил о кадровом кризисе в стране и возмутился тем, что каждый министр и руководитель считает себя незаменимым. Назарбаев считает, что перед каждым специалистом пора ставить задачу, чтобы он в первую очередь готовил себе замену. Его возмутило, что при поиске замены государственных служащих «все вокруг потоптано» и «никого нет».
«Вам не из кого выбирать замену, только я, один я торчу, поэтому держитесь за меня, следующий хуже будет еще», - по мнению Назарбаева примерно так каждый министр думает о себе. При этом на подготовку кадров государство тратит большие деньги, но новые люди и решения натыкаются на постоянные барьеры. «Много раз я вам говорил: если дело не идет, надо менять первого руководителя, если он приходит к тебе, ставит вопрос, но не говорит, сколько есть вариантов решения этого вопроса, он сам - проблема для тебя, освобождайся от таких людей», - заявил президент.
Закончив критиковать членов кабмина, президент обратился к премьер-министру Кариму Масимову и предложил ему назначить других людей, если у нынешних не хватает квалификации. Кроме того, Назарбаев наложил вето на закон о государственной службе, решив, что парламенту нужно рассмотреть разработанные им поправки. Прежде всего, они касаются выхода госслужащих на пенсию. По его мнению, госслужащие должны покидать свои места в конкретный срок, сейчас же никто не спешит это делать.
«Я знаю, сколько таких сидит по всему Казахстану, на всех уровнях. Это должно распространяться и на политических служащих. Единственным исключением, может быть, в законе мы просим предусмотреть ряд должностей политических служащих, назначаемых президентом, срок выхода которых президент по своему разрешению (продлевает) от 1 до 5 лет, а может и не продлить», - резюмировал он
Другой важной темой совещания стали экономические программы по приватизации, легализации и второй пятилетке индустриально-инновационного развития. Президент настоял, чтобы в ближайшее время правительство утвердило перечень объектов для приватизации, куда вошли 65 крупных предприятий и 182 дочерние компании фонда «Самрук-Казына», после чего начало реализацию инициативы.
О результатах легализации имущества президент выразился сдержанно. По его замечанию, она принесла «скромные» 388 млрд тенге. Тем не менее, приватизация и легализация остаются инструментом создания новой плеяды бизнесменов и богатых людей. Тут же он обратился к обеспеченным людям, регулярно появляющимся на обложках глянцевых изданий, настаивая на том, чтобы они приняли участие в обеих программах. Государство, как он утверждает, дало им возможность разбогатеть, намекая на то, что пришло время помочь и государству.
Назарбаев напомнил, что после завершения легализации государственные органы «начнут искать деньги, запрятанные от налогов по всему миру». Специально для этого генеральный прокурор ездил в другие страны, включая всех участников ОЭСР, и подписывал с ними договора о правовой помощи, чтобы заблокировать всевозможные оффшоры. «(С помощью легализации - V) Мы предлагаем добровольно открыть деньги, спать спокойно и не дергаться, когда позвонят в дверь».
Относительно надежды казахстанской промышленности – второй пятилетки индустриализации – президент сказал, что её нужно доработать и перезапустить 1 апреля. Её, по убеждению главы государства, нужно актуализировать исходя из тенденций глобальной экономики. Необходимо отойти от поддержки малопродуктивных отраслей и сконцентрироваться на перспективных и экспортных отраслях.
Итоги прошлой пятилетки он оценил скептически. По словам главы государства, в прошлые годы было запущено 770 объектов, но многие из них сегодня неконкурентоспособны и выживают только за счет господдержки. Все это, по мнению Назарбаева, «следствие погони за количеством». «Руководство регионов устроило соревнование - кто больше построит и доложит, теперь эти предприятия бегают за помощью в правительство, заявляя, что будут сокращать рабочие места», - отозвался президент.
Подробный план о том, как быть правительству и экономике дальше президент обещал представить в своем послании к народу в этом году. Однако он подчеркнул, что министры и акимы уже сейчас должны изыскивать все резервы для стимулирования роста экономики, поддержки занятости и доходов населения. Впрочем, у правительства, по заверению Назарбаева, антикризисные меры уже есть.
«Для нас наступила новая реальность, когда за нашими делами стоят конкретные результаты, конкретная отдача и конкретные блага для общества. Именно так будет оцениваться деятельность каждого члена правительства и каждого работника. Пришло время действий, реформ и перехода на новый уклад экономики нашей страны», - завершил совещание президент.