Падение цен на нефть после решения ОПЕК оставить квоты на добычу в прежнем размере вновь заставило аналитиков строить пессимистичные прогнозы. Тем не менее, казахстанские эксперты не думают, что нефть может надолго застрять в коридоре 30-40 долларов. Однако перспектива снятия санкций с Ирана может значительно изменить нынешние ожидания. И если котировки вновь пойдут на снижение, правительство Казахстана может снова задуматься о снижении расходной части бюджета.
В прошлую пятницу в Вене прошла очередная встреча членов ОПЕК, которой давно ждали все игроки нефтяного рынка. Один из участников собрания поначалу обескуражил публику, заявив, что картель намерен поднять квоты на добычу нефти до своего реального уровня. По данным Управления энергетической информации США (EIA), ежедневный объем добычи картеля составляет 37,43 млн. баррелей, хотя сам ОПЕК утверждает лишь о 30 млн. баррелей. Однако в финальном заявлении представители ОПЕК отказались как от понижения, так и повышения квот.
Несмотря на сохранившуюся неопределенность, нефтяной рынок сразу же отреагировал снижением котировок. К понедельнику баррель Brent упал с 43,11 долларов до 40,75. Во вторник нефть вновь взбудоражила новостные ленты, перешагнув отметку в 40 долларов, однако быстро откатилась и закрепилась между 40-41 долларом.
Тем не менее, аналитики по-разному смотрят на перспективы углеводородов. Самый радикальный взгляд выразил Goldman Sachs ещё в ноябре. По их мнению, из-за мягких климатических условий зимы 2016 года, высоких запасов нефти в США и продолжающегося увеличения добычи крупнейших нефтяных компаний, стоимость нефти может опуститься до 20 долларов.
Более оптимистичными в своих прогнозах были JP Morgan, по мнению которого среднегодовая цена на нефть должна сложиться в пределах 54-55 долларов, а также Citigroup и Societe Generale, которые ожидают возвращения котировок к уровню 60 долларов к концу следующего года.
Сегодня ежедневный спрос на нефть составляет более 92 млн. баррелей, а предложение, по разным оценкам, превышает его на 1,5-2 млн. баррелей. В следующем году, по ожиданиям ОПЕК, он должен увеличиться до 94,1 млн. баррелей, а предложение со стороны производителей нефти, не входящих в картель, напротив, сократится.
Во вторник Ведомости писали, что увеличение избытка нефти далеко не безосновательное предположение. И рост может быть вызван американскими компаниями, которые, вопреки прогнозам, не сворачивают разработку сланцевых месторождений и даже наращивают добычу на Мексиканском заливе. В последний год выдержать ценовой перегруз им помогали инвестиции и хеджирование, которое обеспечивало более высокую контрактную цену на нефть. Все это снизило их издержки и усовершенствовало технику бурения, к тому же увеличив коэффициент извлечения нефти.
Основным источником роста для них в ближайшей перспективе могут стать проекты на шельфе Мексиканского залива, которые получили многомиллиардные инвестиции и сейчас начинают давать отдачу. Они позволят увеличить добычу на 10%. В сентябре 2015 года на них добывалось почти 1,7 млн. баррелей в день.
Однако другая часть экспертов полагает, что для повышения производительности этих компаний остается все меньше возможностей. Контракты на хеджирование от снижения нефтяных цен у многих истекают в 2015 году, а доступ к рынкам капитала сокращается. Поэтому добыча в США может сократиться на 10% в 2016 году, а сейчас она составляет свыше 9 млн. баррелей.
«Фундаментальных изменений, которые бы в ближайшее время говорили, что цена на нефть устойчиво будет ниже 40 долларов - нет», - полагает Жарас Ахметов, директор Oil Gas Project. На это указывает и нынешний объем спроса и предложения. Он ожидает, что вскоре нефть вернется к уровню 41-45 долларов и будет находиться в нем до первых фундаментальных изменений.
По мнению эксперта, сейчас можно выделить четыре ключевых фактора, которые могут изменить динамику нефтяных котировок. Первый фактор – это снятие санкций с Ирана, второй фактор –состояние экономики Китая. Ахметов отмечает, что Китай импортирует порядка 4,5 млн. баррелей в сутки. Последние несколько лет импорт был выше, но из-за снижения экономического роста он начал сжиматься. Третий фактор – экономический рост США. Если он будет ниже прогнозов, это сократит потребление нефти и даст стимул для снижения её стоимости. Эксперт также отмечает, что отмена запрета на экспорт американской нефти, который сейчас обсуждается игроками рынка, никак не скажется на общем балансе спроса и предложения. Четвертый же фактор – это Европейская экономика. Пока она растет медленно, как и потребление нефти в регионе, однако есть некоторые предпосылки для её увеличения в следующем году.
В том, что цена на нефть не опустится ниже 40 долларов, уверен и Ануар Ушбаев, управляющий партнер Tengri Partners. «Я думаю, что мы увидим возвращение в диапазон 50-60 долларов в начале следующего года», - говорит он. Он сомневается в значительном снижении затрат на эксплуатацию американских сланцевых месторождений и полагает, что при стоимости нефти в 35 долларов они могут стать нерентабельными. Это остановит добычу, сократит предложение и постепенно стабилизирует цены. Однако потенциал увеличения добычи в Иране, который эксперт оценивает в 500 тыс. баррелей в сутки, может изменить ситуацию на рынке.
Главный научный сотрудник Института министерства образования и науки Казахстана Олег Егоров, несмотря на фактор Ирана, уверен, что ценам некуда опускаться ниже. «Если какое-то время цены будут удерживаться на низком уровне, дальше они пойдут к увеличению», - считает он. Подтолкнуть рынок к этому может очередное решение ОПЕК по снижению квот на добычу. О готовности пойти на этот шаг, по словам Егорова, ранее заявляла Россия, и картель все еще может согласиться на эту меру.
Ахметов прогнозирует, что в случае, если Brent все-таки закрепится в коридоре 30-35 долларов, Казахстан ждет очередной пересмотр бюджета, сокращение инвестиционных расходов правительства и ослабление курса тенге. «Тем не менее, отрицательные значения цен на нефть в этом году для экономики уже отыграны. Те (месторождения - V), которые не могли работать при низких ценах, уже свернулись», - отмечает он.
Крупные месторождения, которые дают 70-75 процентов основной добычи, по словам эксперта, продолжают работать, и дальнейшее снижение цен будет влиять на бюджет, но не на их положение. Это, скорее, затронет сервисные компании, которые обслуживают нефтяную отрасль. В целом же экономическая ситуация будет вялотекущей, и будет оставаться такой до детальной проработки планов по росту экономики.
Ушбаев предполагает, что, если средства Национального фонда хранятся в долларах, то это не приведет к дальнейшему сокращению расходов. «Я не думаю, что они могут начать неожиданно снижать гарантированные трансферты, поэтому намного хуже в плане сокращения расходов не станет», - говорит он. Под сокращение могут попасть только новые программы, которые могло бы запустить правительство. Впрочем, расходы на период 2018-2020, из-за снижения запасов Нацфонда, уже могут попасть под сокращение, если нефть к тому времени продолжит стоить 30-35 долларов.