В четверг в Алматы проходит CFO Summit 2016, в котором принимают участие бывшие председатели Национальных банков, топ-менеджеры банков и других финансовых организаций. Выступая на панельной дискуссии, бывший руководитель Нацбанка и известный эксперт Ораз Жандосов рассказал о том, почему рост экономики Казахстана в этом году может составить 0%, почему правительство предложило недостаточно мер по оздоровлению экономики, как можно радикально защитить тенге от волатильности и почему будущее казахстанской экономики зависит от способности государства быть рациональным и справедливым.
«Я склоняюсь к тому, что рост экономики будет ближе к 0%. Несмотря на то, что многие говорят о вхождении Казахстана в рецессию, положительным фактором станет то, что цены на нефть будут потихоньку расти к концу года и это даст определенные изменения в настроении экономических субъектов», - рассказал Жандосов корреспонденту Vласти.
По его мнению, правительство в прошлом году предложило недостаточно мер по оздоровлению экономики: «Я считаю, что правительство предложило мало мер по оздоровлению экономики с точки зрения контр-циклического стимулирования. По сути сейчас это скорее даже не контр-циклическое стимулирование, а переход к новому уровню доходов бюджета. Но его так резко нельзя будет делать, поэтому они могут начать еще увеличивать расходы из Национального фонда, больше нет источников. Если смотреть (на возможность увеличения экономического роста – V) благодаря спросу со стороны субъектов экономики, понятно, (его не будет - V), он (спрос - V) уже низкий».
Во время выступления на CFO Summit 2016, Жандосов рассказал что, по его мнению, могло бы избавить тенге и государственный бюджет от большой волатильности: «Мой радикальный рецепт – забыть о нефтяных налогах, как средствах пополнения бюджета, расходуемого внутри страны. Хотя из-за этого курс тенге будет на низких уровнях, но экспорт останется и будет выглядеть довольно диверсифицированным».
Вопрос, по его мнению, будет стоять только в том, куда расходовать средства от продажи нефти. Сейчас они составляют около 4-5 млрд долларов, но при хорошей ценовой конъюнктуре это будет уже 20 млрд долларов. «Я вижу два решения – вливание денег в программу Болашак или другую образовательную программу. Это будет сделано по примеру Саудовской Аравии, где, если человек решил обучаться в зарубежном вузе, он автоматом получает от государства соответствующие средства. Сделать такую программу, и она даст нам человеческий капитал уже через 5-7 лет. И при этом понятно, что нужно учить не юристов и финансистов», - рассказал Жандосов.
Другую часть средств он предложил направить в оборонную сферу на покупку оружия в России, Китае или США, поскольку глобальные риски безопасности с каждым днем возрастают. Эксперт полагает, что если пойти по его сценарию, и если все нынешние бюджетные и банковские риски проявятся в полной мере, от Национального фонда, предположительно, может остаться около 20 млрд долларов. И эти средства он предложил оставить про запас – на случай непредвиденных обстоятельств или природных катаклизмов.
В нынешних же условиях макроэкономическая стабильность, по словам Жандосова, была и остается главной задачей правительства. Если её не обеспечить, говорить о каком-либо рациональном поведении бизнеса будет сложно. Акцент экономической политики на развитии инфраструктуры он назвал в целом верным, но все зависит от эффективной реализации. Жандосов подчеркнул, что дорога Западный Китай – Западный Казахстан должна быть сдана к концу этого года, но первый срок сдачи этого проекта был запланирован на 2011 год.
Эксперт считает, что недавно заявленное президентом вливание средств в строительство жилья даст определенный мультипликативный эффект экономике, но такие же результаты может принести развитие дорожной инфраструктуры. «Если смотреть структурно, лично я больше за строительство дорог, чем за жилье. Средств программы, чтобы охватить весь спрос на жилье, не хватит, но это было бы и неправильно. На самом деле, нынешняя программа затронет только часть рынка, при этом сохраняется и другая часть рынка – самостоятельная. И когда у нас часть такая, а часть – другая, это кривит ситуацию. У нас пропадает понятие рыночной цены, она начинает плавать, и встает вопрос с очередями (на покупку жилья - V). А очередь это всегда плохо, это бюрократия и коррупция. А другого рынка дорог нет», - поделился он.
Эксперт рассказал, что единственный повод для оптимизма, который он видит – конкурентность казахстанской рабочей силы в сравнении с китайской, где зарплаты теперь выше, чем в Казахстане. Соответственно, преимущество получают и казахстанские товары, которые при правильной экономической политике и способности экономических субъектов страны подстроиться под нынешнюю реальность, могут экспортироваться туда.
«Вся добавленная стоимость и инновации создаются бизнес субъектами. Но бизнесу нужно рациональное и справедливое государство. В этом остается наш резерв. Если это сможет улучшиться, тогда да, есть основания быть оптимистичными», - выразил мнение Жандосов.
О другом институте принятия решений – Национальном банке – Жандосов сказал, что «его независимость возможна только в реально развитой стране». При этом он сказал, что нынешний курс тенге вполне можно назвать равновесным. «Не думаю, что это (его удержание – V) связано с выборами», - заявил эксперт.
Относительно ситуации в банковской сфере Жандосов отметил, что проблема ликвидности действительно уже не стоит так остро. Меры по её предоставлению действуют и об этом, по его словам, свидетельствует уровень ставок – сейчас они ниже границы базовой ставки, и если бы были выше, в таком случае о решении проблемы говорить было бы преждевременно.
При этом он считает, что сами банки не показывают всех имеющихся сегодня проблем: «Но мое мнение, что банки не показывают всех имеющихся у них проблем, и рейтинговые агентства это чувствуют. Нацбанку однозначно нужно все это выявить. <…> И если бы они дали реальную картину, выявилась бы нехватка капитала. Тогда понятно, что нужно делать – если нет частных инвесторов, готовых это сделать (увеличить собственный капитал банков - V), государство должно рекапитализировать эти банки. Но, опять же, это может произойти только за счет средств Нацфонда».