Прошлый год стал одним из самых непростых для казахстанского рынка автокредитования за последние 5 лет. Эксперты ожидают дальнейшего сжатия этого портфеля из-за снижения потребительской активности. Поддержать рынок способна лишь программа льготного кредитования в рамках «Нурлы жол». При этом автокомпании, выступая в партнерстве с микрофинансовыми организациями и банками, могут снова предлагать мягкие условия по займам на покупку автомобилей, чтобы стимулировать продажи.
В 2015 году объем рынка автокредитования составил 125,5 млрд тенге - в сравнении с 2014 годом он снизился примерно на 35%. По данным Первого кредитного бюро (ПКБ), к третьему кварталу средняя сумма кредитного контракта уменьшилась до 1,77 млн. тенге с 1,84 в начале 2015 года. Портфель автокредитования по всему финансовому рынку к началу этого года составил 404 млрд тенге (2,8%) от 15,55 трлн тенге - всего ссудного портфеля банков второго уровня.
В прошлом году в кредит было реализовано 60% автомобилей доступного ценового сегмента (до 5,11 млн. тенге) - это крупнейший сегмент продаж, которые в 2015 году в сумме составили почти 97,5 тыс. машин. В большей степени динамику поддержала программа льготного автокредитования, благодаря которой банки получили 26 млрд тенге и получат еще 11 млрд в этом году.
Однако программа предназначалась только для банков, другие участники финансового сектора были отрезаны от неё. Тем не менее, дистрибьюторы импортных автомобилей и еще несколько компаний, которые не могли претендовать на господдержку, запустили другой тренд. Они активно кооперировались с банками и микрокредитными организациями, предлагая не менее выгодные займы на автомобили по ставке от 0,1% до 6%. У некоторых компаний потребитель мог взять машину в рассрочку под 0% годовых.
По мнению Ассоциации казахстанского автобизнеса, появление таких продуктов, помимо желания удержать продажи, продиктовано будущими перспективами рынка, который стремительно вырос в период 2011-2012 годов. Кроме того, компании и кредитные организации хотели улучшить качество сервиса и оптимизировать процессы при получении займов.
Впрочем, дилеры иностранных автокомпаний не торопятся создавать собственные микрокредитные организации. Основная причина – издержки, которые могут увеличиться, если сегмент автокредитования продолжит проседать. «Из-за дефицита тенговой ликвидности в экономике автокредитование становится все дороже, а неопределенность перспектив ужесточает его условия», - пояснили Vласти в АКАБ.
В Халык банке ожидают, что его объемы продолжат сокращаться в 2016 году. «В первую очередь будет сказываться повышение цен на новые автомобили (от 30% до 70% от стоимости автомобилей с августа 2015 года). Также до февраля на банковском рынке ощущался дефицит тенговой ликвидности, в связи с этим и сами банки ограничивали автокредитование», - констатирует Меруерт Карджанова, директор департамента розничных продуктов и агентских услуг банка.
Выделение еще 11 млрд тенге, по её мнению, позволит банкам удерживать ставки по автокредитам на относительно низком уровне. Но значительной поддержки рынок может ждать только лишь от возможного смягчения условий по программе льготного автокредитования: уже в этом году может увеличиться максимальная стоимость автомобилей, максимальный первоначальный взнос и срок погашения займов.
Данные Первого кредитного бюро показывают, что объем просрочек по автокредитам за прошлый год увеличился с 10,6% до 11,6%. Однако в бюро не считают, что в 2016 году динамика может значительно ухудшится: «Так как рынок достаточно молодой, мы не можем сказать, что в 2016 году будет значительное повышение уровня просроченной задолженности. Скорее тренд будет сохранен на общем фоне незначительного ухудшения портфелей игроков кредитного рынка». При этом ПКБ ожидает, что микрокредитные организации увеличат присутствие на рынке автокредитования и потеснят банки второго уровня, доля которых сегодня составляет почти 70%.
Тем не менее, возможности микрофинансовых организаций на рынке автокредитования остаются довольно сдержанными. По словам Женисбека Досымханова, главного операционного директора Toyota Financial Services Kazakhstan (TFS), проблемы с ликвидностью затрагивают и микрокредитные компании. Отчасти из-за этого их условия по займам ничем не отличаются от банковских. Единственное преимущество, которое могут предоставить микрофинансовые организации – меньшие сроки рассмотрения заявок по автокредитам.
По его словам, сейчас продажа авто в кредит именно для TFS – не особо маржинальный бизнес: «Но цель и не в том, чтобы компания была супер прибыльной. Хотя этот вид бизнеса окупает себя, убыточную компанию никто бы не стал создавать». Досымханов поясняет, что главная задача –поддержание уровня продаж автомобилей, и с ней компания справляется вполне успешно. Уровень пенетрации, который основан на сопоставлении объема кредитных средств с объемом продаж машин, у TFS составляет 10-15%.
В АКАБ же считают, что ситуация на рынке автокредитования будет способствовать появлению альтернативных источников финансирования: «Продукты автокредитования с выгодными условиями от самих автомобильных компаний будут актуальны как никогда». Но спрос, по мнению ассоциации, все равно рискует снизиться. И подталкивать к этому будет общее падение потребительской активности и перехода к режиму экономии.
Фото пресс-службы министерства по инвестициям и развитию