Правительство Казахстана внесло в парламент проект нового республиканского бюджета на 2017-2019 годы. Кабинет министров снизил прогноз роста экономики, но увеличил прогноз добычи нефти на 500 тысяч тонн, а также сохранил запланированные ранее параметры инфляции. При этом власти сокращают прогноз ВВП на душу населения, но продолжают обещать выполнить все социальные обязательства.
Как отмечается в тексте правительственного законопроекта, имеющемся в распоряжении Vласти, реальный рост ВВП в 2017 году прогнозируется на уровне 1,9%, в 2018 году – 2,1%, в 2019 году – 2,7%, 2,9% - в 2020 году и 3,1% в 2021 году. В проекте бюджета на 2016-2018 годы кабинет министров прогнозировал рост экономики выше - в 2017 году - 3,6%, в 2018 году - 2,9%, в 2019 году - 3,0% и в 2020 году - 3,2%.
Номинальный ВВП по прогнозам увеличится с 48 391,8 млрд тенге в 2017 году до 63 643,9 млрд тенге в 2021 году, ВВП на душу населения – с 7,5 до 10 тысяч долларов США соответственно. (В прошлогоднем бюджете правительство закладывало увеличение ВВП на душу населения с 8,6 тыс. долл. США в 2016 году до 11,5 тыс. долл. США в 2020 году).
Среднегодовые темпы роста в промышленности составят 2,1%, в том числе, в обрабатывающей промышленности – 2,1%, в горнодобывающей – 2,2%.
Цену на нефть на ближайшие три года разработчики, министерство национальной экономики, заложили на консервативном уровне – 35 долларов за баррель, с последующим ростом до 45 долларов к 2021 году.
При этом, правительство рассчитывает увеличить объем добычи нефти, с ранее заложенных 79 млн тонн до 79,5 млн тонн в 2017 году с последующим увеличением до 86,5 млн тонн к 2021 году.
Среднегодовой прирост объемов валовой продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 3,0%, строительной отрасли – 3,6%. Экспорт прогнозируется на уровне 40,2 млрд долларов в 2017 году с последующим увеличением до 53,3 млрд тенге долларов в 2021 году, импорт увеличится с 29,1 до 38,2 млрд долларов в этот же период времени.
А вот инфляция останется неизменной, в ранее запланированных параметрах: в 2017 году 6-8%, в 2018 году 5-7%, в 2019 году 4-6% с последующим снижением до 3-4% в 2020-2021 годах.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2017 год определен в сумме 4 338 234 845 тысяч тенге или составит 103,3% к оценке текущего года с превышением на 138 059 587 тысячи тенге.
Доходы республиканского бюджета на 2017 год против оценки 2016 года увеличатся на 404 044 427 тысячи тенге за счет изменения макроэкономических показателей (темп роста номинального ВВП на 109,1%, ВДС ненефтяного сектора – на 109,3%, экспорта – на 113,7%, импорта – на 109,3%) – на 301 279 797 тысяч тенге, улучшения налогового администрирования – на 72 755 800 тысяч тенге и за счет других факторов – на 30 008 830 тысяч тенге.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) на 2018 год определен в сумме 4 562 271 292 тысячи тенге с ростом против прогноза 2017 года на 224 036 447 тысячи тенге или на 5,2%, а на 2019 год – 4 877 168 170 тысяч тенге с ростом на 314 896 878 тысяч тенге или на 6,9% по сравнению с 2018 годом.
В доходах бюджета 2017 года наибольший удельный вес (97,3%) занимают налоговые поступления. В налоговых поступлениях значительная доля приходится на поступление налога на добавленную стоимость (37,9%), корпоративного подоходного налога (33,8%).
Прогноз по корпоративному подоходному налогу от ненефтяного сектора основан на прогнозируемом объеме ВДС ненефтяного сектора, и рассчитан в сумме 1 427 643 600 тысяч тенге с увеличением против оценки 2016 года на 133 401 000 тысячу тенге или 10,3%.
За счет роста ВДС ненефтяного сектора прогнозируется поступление КПН на 119 943 000 тысячи тенге, за счет улучшения налогового администрирования – на 38 154 000 тысячи тенге. Уменьшение поступлений прогнозируется за счет изменений в налоговом законодательстве на 24 696 000 тысяч тенге, в основном, в связи с принятием закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», предполагающего потери КПН за счет дополнительных вычетов из облагаемого налогом дохода.
Общий объем расходов бюджета на 2017 год запланирован в сумме 8 564 356 101 тысяча тенге, в 2018 году – 8 370 561 128 тысяч тенге и в 2019 году – 8 751 176 862 тысячи тенге.
Рост расходов в 2017 году по сравнению с 2016 годом составляет 297 522 088 тысяч тенге, что связано, в основном, с реализацией мер, озвученных главой государства в ежегодных посланиях, направленных на обеспечение положительной динамики социально-экономического развития страны.
Стоит также отметить, что в проекте бюджета в полном объеме предусмотрены расходы на выполнение социальных обязательств государства и сохранен принцип увеличения пенсионных выплат с опережением прогнозируемого уровня инфляции на 2%.
С учетом предполагаемых внешних условий развития и прогнозируемого поступления ненефтяных доходов планируется снижение дефицита бюджета относительно ВВП с 1,2 в 2017 году до 1% к 2019 году.
Дефицит республиканского бюджета на 2017 год определен в размере 578 082 443 тысячи тенге, на 2018 год – 539 649 973 тысячи тенге и на 2019 год – 577 124 948 тысяч тенге.
Прогноз поступления в Национальный фонд от организаций нефтяного сектора в 2017 году составит 1 201 565 156 тысяч тенге, исходя из объема добычи нефти 79,5 млн тонн, мировой цены на нефть 35 долларов за баррель, и курса тенге к доллару – 360 тенге.
Объем поступлений прямых налогов и других платежей по нефтяному сектору прогнозируется в сумме 1 201 565 156 тысяч тенге или с уменьшением против оценки по текущему году на 65 075 704 тысячи тенге.
Поступления от организаций нефтяного сектора в 2017 году уменьшатся на 108 470 645 тысяч тенге против оценки поступления за 2016 год за счет уменьшения бонусов от поступления в 2016 году разовых подписных бонусов по Северокаспийскому проекту (Кашаган) на 79 770 000 тысяч тенге и уменьшения рентного налога за счет переходящих платежей 4 квартала 2015 года, уплаченных в феврале 2016 года на 28 700 645 тысяч тенге.
Вместе с тем, поступления от организаций нефтяного сектора увеличатся на 43 394 941 тысячу тенге за счет увеличения по КПН на 17 109 857 тысяч тенге за счет уменьшения рентного налога, подлежащего вычету, за счет поступления доли Республики Казахстан по разделу продукции по Северокаспийскому проекту (Кашаган) в сумме 11 790 645 тысяч тенге, а также уточнению фактических поступлений по НДПИ на 12 925 329 тысяч тенге и по налогу на сверхприбыль на 1 569 110 тысяч тенге.