Рафаэль Саттаров, политолог, специально для Vласти
Временно исполняющий обязанности президента Узбекистана премьер-министр Шавкат Мирзиёев начал процедуру по упрощению условий для предпринимательской деятельности. Так, 5 октября он подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».
Основной посыл данного документа заключается в недопущении инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов. Проще говоря, правоохранительным органам и чиновникам запрещается «кошмарить» бизнес в стране. Принятие таких мер было необходимо для Узбекистана, ибо в стране сложилась своеобразный «раздаточный тип экономики», который фактически характеризуется сжимающимся внутренним рынком, не слишком последовательной и предсказуемой экономической политикой. Более того, узбекскую экономику, как и все экономики Центральной Азии, можно отнести к огосударствленной экономике, где сохраняется высокая доля государственных банков и предприятий. Как отмечает узбекский экономист Юлий Юсупов, комплексные проблемы узбекской экономики заключаются:
относительно низком уровне доходов населения (так, ВВП на душу населения в Узбекистане в 2015 году составил 2100 долл., причем это по официальному обменному курсу; для сравнения в соседнем Казахстане – 10500 долл.);
высоком уровне внешней трудовой миграции (что связанно с трудностями в трудоустройстве внутри страны), в том числе высококвалифицированных специалистов;
сырьевой направленности экспорта (основными статьями экспорта остаются товары с низкой добавленной стоимостью: природный газ, металлы, уран, хлопок и пряжа, не переработанная плодоовощная продукция);
в относительно низких темпах экономического развития.
Экономический кризис в России и Казахстане больно ударил по экономике Узбекистана, даже самые стабильные рентные доходы начали падать и иссякать. А новые миграционные правила в России сильнее всего сказались на трудовой миграции именно из Узбекистана. Согласно данным ЦБ России, в 2015 году всего из России физическими лицами в Узбекистан было перечислено 2,37 млрд долларов, т.е. по сравнению с докризисным пиком произошло сокращение почти на 60%, но это пока чуть выше, чем в кризисный 2009 год. Еще в апреле 2016 года в рамках круглого стола, организованного Региональной аналитической сетью Центральной Азии (КААН) я отмечал, что назрело время для реформ в правоохранительном секторе, нужно снизить вмешательство силовиков в экономику.
Учитывая перечисленные факторы, можно констатировать, что на сегодняшний день в Узбекистане наблюдается «инвестиционный голод». А инвестиции так необходимы для перезапуска экономики и выработки новой модели развития, которая должна заменить неэффективную старую.