В ближайшие три месяца аналитики прогнозируют замедление экономического роста, ожидая при этом его высокого уровня по итогам года. Они предполагают, что инфляция в этот период не преодолеет целевой коридор Нацбанка в 6-8%, а средний уровень курса доллара составит 335-338 тенге. Основное внимание рынка, по их мнению, в последнем квартале будет приковано к отчётам об уровне нефтедобычи, событиям в банковском секторе и развитию ситуации на топливном рынке. Они также ждут принятия нового налогового и таможенного кодекса, утверждения Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года и закона о республиканском бюджете на следующие два года. Среди возможных рисков они выделили падение цен на нефть и волатильность курса тенге, которая может возникнуть из-за внезапного ослабления рубля.
Рост ВВП
По данным министерства национальной экономики, ВВП Казахстана за прошедшие девять месяцев увеличился на 4,3%. Декомпозиция роста экономики, проведённая центром TALAP, вновь показала, что его половину обеспечивают две отрасли – горнодобывающая (рост на 11,3%) и обрабатывающая промышленность (6,1%). Их производительность продолжают поддерживать нефтяные проекты Кашагана и ТШО, а также благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках. При этом рост в сельском хозяйстве замедлился до 1,9%, в строительстве – до 0,1%. В целом же по году Миннацэкономики ожидает роста ВВП на уровне 3,4%, до 51,85 трлн тенге
Восстановление экономики, начавшееся во второй половине 2016 года, со II квартала этого года перешло в фазу ослабления, говорит старший аналитик Halyk Finance Асан Курманбаев. Прежде всего, это касается производительности секторов промышленности, строительства и транспорта. «Снижение деловой активности со второго квартала мы связываем с достижением локального пика нефтедобычи в марте, после чего наблюдается ее вялая динамика».
Аналитик характеризует нынешний рост как неустойчивый и не видит потенциал для его серьёзного ускорения: «По нашим ожиданиям, после исчерпания эффекта низкой базы прошлого года, рост ВВП в текущем году составит 2,9%. При этом мы полагаем, что замедление отраслевой динамики в настоящем моменте будет преодолено, а экономическая активность продолжит восстанавливаться, хотя это будет происходить медленно».
Однако аналитик Tengri Capital Дмитрий Шейкин видит основания для его усиления: «Согласно нашим последним прогнозам, в 2017 году рост ВВП в реальном выражении составит 3,1%, увеличившись примерно до 50,84 млрд тенге в номинальном ($155,82 млрд по среднегодовому курсу доллара в 326,3 тенге). Наш предыдущий прогноз по росту составлял 2,75%».
Айгуль Бердигулова, экономист группы главного экономиста Евразийского банка развития, также рассказала о пересмотре оценок по годовому росту в сторону повышения. Это связано со стабилизацией внешнеэкономического фона и высокими объёмами экспорта. «Тем не менее, мы по-прежнему ожидаем, что в осенне-зимние месяцы темпы роста ВВП замедлятся. В IV квартале он может увеличиться на 2,3% относительно аналогичного периода 2016 года».
Инфляция и базовая ставка
По данным Миннацэкономики, за 9 месяцев инфляция составила 4,2%, а уровень годовой достиг 7,1%. Её замедление произошло благодаря умеренным инфляционным ожиданиям, стабилизации валютного рынка и роста выпуска продовольственных товаров. В Нацбанке ожидают, что по итогам года инфляция не выйдет за пределы целевого коридора в 6-8%, а опросы населения показывают её ожидаемый уровень в 6,5%. «Но согласно опросам почти половина респондентов считает, что инфляция будет выше 11%. В связи с этим необходима публикация более подробных расчетов количественной оценки инфляционных ожиданий», - подчёркивают в центре TALAP.
В Halyk Finance считают, что нынешнее замедление инфляции лишь создаёт впечатление о ценовой стабилизации, тогда как потенциал для резкого ускорения цен не исчерпан и получает дополнительную подпитку со стороны ослабевшего в последние месяцы курса тенге, в особенности к российской валюте. В этом году аналитики ожидают снижения объёмов урожая относительно прошлого года, из-за чего падение цен на продовольствие в июле может оказаться кратковременным. «Исходя из этих и других факторов, мы продолжаем придерживаться нашего прогноза по инфляции в 8% по итогам года», - пояснил Курмманбаев.
По мнению Tengri Capital, инфляционное давление на экономику сейчас транслируется через ослабление тенге, которое особенно наблюдалось в августе и сентябре: «Механизм передачи инфляции через валютный канал прост: экономические агенты соотносят стоимость активов, выраженных в национальной валюте, со стоимостью активов в иностранной валюте. Чем существеннее девальвация одной валюты, тем очевиднее желание через корректировку цены на товары и услуги компенсировать потерю этой стоимости. Особенно это выраженно у местных производителей, импортирующих сырье для производства товаров».
В связи с этим, Шейкин ожидает среднегодового значения инфляции в 7,3-7,4%, с её понижением в следующем году до 6,2%. Кроме того, в ближайшие три месяца аналитик не прогнозирует существенных изменений по части монетарной политики: «В октябре было принято решение оставить базовую ставку в Казахстане на прежнем уровне в 10.25%. Мы полагаем, что НБРК отмечает инфляционное давление на экономику и поэтому не спешит с дальнейшим понижением ставки».
«В условиях повышенной волатильности обменного курса тенге, наблюдавшейся в летние месяцы, годовая инфляция несколько ускорится в IV квартале 2017 года (до 7,7%), но будет оставаться в пределах целевого коридора», - подчеркнули в ЕАБР.
Курс тенге
По ожиданиям ЕАБР, средняя стоимость доллара в IV квартале составит 335 тенге. Halyk Finance, в свою очередь, прогнозирует её на уровне 338 тенге.
В Tengri Capital ожидают среднегодового курса доллара в 326,3 тенге. Их прогноз основан на целевом значении Минэкономразвития России по курсу рубля в 59,7 за доллар по итогам 2017 года, а также на консенсус-прогнозе агентства Bloomberg по ценам на нефть в $54,5 за баррель по итогам IV квартала.
«Перед Нацбанком будет стоять очень сложная задача по поиску оптимального соотношения пары доллар-тенге на внешнем и внутреннем рынке. Слабая национальная валюта стимулирует продажу казахстанского экспорта. С учётом рекордного дефицита по счету текущих операций, который в 2016 году сложился на уровне $8,9 млрд, регулятор вынужден ослаблять тенге и, тем самым, стимулировать профицит торгового баланса. К слову, в рамках текущего счета он остаётся единственной балансирующей статьёй, так как по счету услуг, первичных и вторичных доходов у Казахстана отрицательное сальдо. Через этот механизм постепенно Нацбанк снизит дефицит текущего счета. С другой стороны, существенное ослабление курса или его волатильность внутри страны может поставить политику Нацбанка по дедолларизации экономики под угрозу. Совсем недавно мы наблюдали, как курс пары доллар доллар-тенге не реагировал на изменение котировок на энергоносители и укрепление пары доллар долларь-рубль. Поэтому мы полагаем, это и была попытка НБРК управлять дефицитом текущего счета», - рассказал Шейкин.
Важные события
По мнению Halyk Finance, одним из наиболее важных событий текущего квартала станет информация о том, достигнет ли месторождение Кашаган запланированного уровня добычи в 370 тыс. баррелей в сутки. Это может дать понимание о среднесрочных перспективах добычи на месторождении и развитии казахстанской экономики в целом. «В банковской сфере возможно более ясными станут контуры будущей банковской системы после усилий регулятора по повышению капитализации и устойчивости БВУ», - отметил Курманбаев.
В Tengri Capital, напротив, не ожидают значительных событий на банковском рынке. Шейкин уточнил, что с начала года Нацбанк уже проводит оценку качества банковских активов. Одним из её первых признаков была ситуация с Delta Bank, неработающие кредиты которого с 1,86% в январе выросли до 96,5% в феврале.
«Полагаем, проверки банковского сектора продолжатся и в текущем квартале. Мы понимаем стремление Нацбанка дать чёткую оценку качеству банковских активов. <…> Ситуация с Bank RBK будет постепенно разрешена, так как он входит в список девяти крупнейших банков страны и Нацбанк не допустит «падения» такого крупного института. Банк существенно нарастил свои активы и стал узнаваемым брендом за последние несколько лет. В 2017 году мы наблюдаем ухудшение качества его кредитного портфеля, но так же видим, что банк прилагает усилия по его улучшению. В феврале доля кредитов с просрочкой у него составила 40,8%, но к концу августа сократилась до 18,8%. Также в этом году банк демонстрирует положительную прибыль и мы полагаем, что это может указывать на заинтересованность акционеров в продолжении работы института», - рассказал Шейкин.
Кроме того, он обратил внимание на ситуацию с топливным рынком Казахстана, которая продолжит своё развитие в следующем квартале. Возникновение проблем на нём аналитик связал с корректировкой общемировых цен на энергоносители, включая Российские, и сокращением поставок нефтепродуктов. Не последнюю роль сыграло и ослабление курса тенге к доллару, которое отразилось на отпускных ценах ГСМ внутри страны. «Будет ли коррекция цен на рынке ГСМ после нормализации поставок в краткосрочной перспективе? Мы думаем, что да. Но в рамках Евразийского экономического союза страны-участники будут приводить стоимость ГСМ к общему уровню цен. Этому среднесрочному тренду будет следовать и Казахстан. Следовательно, цены на ГСМ будут расти».
В ЕАБР ожидают, что в следующие три месяца будет происходить консолидация бюджетных расходов. По словам Бердигуловой, оздоровление банковского сектора по итогам семи месяцев этого года увеличило дефицит бюджета до 5,3% ВВП с 0,4% на конец первого полугодия. А его индикативные показатели на 2017 год установлены в размере 3,1%, выполнение которых и потребует сокращения расходов. «Однако консолидация не затронет социально-ориентированные статьи. Меры правительства по ступенчатому увеличению размера пособий, выплачиваемых из бюджета, будут реализованы», - полагает аналитик.
В Tengri Capital так же считают, что дефицит бюджета вернётся к отметке в 3-3,1% от ВВП: «В этом году бюджет испытывал существенное давление из-за сделки Народного банка и Казкоммерцбанка по выкупу неработающих активов. В начале года бюджет верстали второй раз с учётом задач из послания президента. Мы полагаем, что в следующем году бюджет также будет дефицитный на уровне не менее 2%»
Ключевые законодательные изменения
Halyk Finance обратил внимание на скорое принятие закона о республиканском бюджете на 2018-2020 годы, который должен снизить расходную часть и обозначить повышение доходов для достижения официального дефицита в 1% ВВП. Также аналитики ожидают утверждения Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года и новых версий Таможенного и Налогового кодекса. «На наш взгляд, эти документы создают предпосылки для развития более простых и понятных отношений между государством и бизнесом. Насколько серьезные будут последствия от новшеств в принимаемых документах, пока сложно сказать», - отметил Курманбаев.
В центре TALAP также ждут принятия нового Налогового и Предпринимательского кодекса. «В них, при первом изучении, нет каких-то фундаментальных и тектонических изменений, они сохраняют статус-кво», - полагают аналитики. Они также допускают возможность объявления новых инициатив, которые потребуют увеличения бюджетных расходов и увеличения целевого трансферта из Нацфонда уже в I квартале следующего года
Возможные риски
По мнению Halyk Finance, основным риском для казахстанской экономики в последнем квартале 2017 года продолжит оставаться падение цен на нефть – от экспорта сырья зависит более половины валютной выручки и более трети доходов бюджета. Другой потенциальный риск связан с российским рублём, который может ослабнуть независимо от динамики цен на нефть или по каким-либо неэкономическим причинам. «В связи с замедлением (производительности – V) отдельных отраслей существует риск ослабления экономического роста, если наращивание добычи нефти на Кашагане будет идти более медленными темпами. У Казахстана нет источников роста в несырьевой экономике», - подчёркивает Курманбаев.
В центре TALAP допускают ускорение мер по оздоровлению банков и выделение дополнительной ликвидности банкам в случае очередного обострения ситуации в финансовом секторе. «Также могут снова возникнуть новые инициативы по внедрению квазиналогов, сборов, платежей. Вместе с тем возможно и ужесточение политики налогового администрирования для взымания доходов в бюджет», - полагают аналитики.
В ЕАБР полагают, что процессы по слиянию и поглощению банков способны ограничить кредитование экономики, поскольку основные ресурсы институтов пойдут на повышение собственной капитализации.