Мажилис одобрил ратификацию соглашения между правительствами Казахстана и Южной Кореи о строительстве Балхашской ТЭС. Накануне министру индустрии и новых технологий Асету Исекешеву пришлось приложить немало усилий для того, чтобы доказать мажилисменам, что выгода от этого проекта превзойдет все риски.
Софья Пашкова, Vласть, Астана
Мажилис одобрил ратификацию соглашения между правительствами Казахстана и Южной Кореи о строительстве Балхашской ТЭС. Накануне министру индустрии и новых технологий Асету Исекешеву пришлось приложить немало усилий для того, чтобы доказать мажилисменам, что выгода от этого проекта превзойдет все риски.
Напомним, что соглашение было подписано в августе 2011 года. Оно предусматривает, что акционерами предприятия АО «Балхашская ТЭС» от казахстанской стороны станет Самрук-Энерго; от корейской стороны – Корейский консорциум (Корпорации Самсунг Си энд Ти и КЕПКО). Доли участия в проекте распределены так: Самрук-Энерго - 25% плюс одна акция, Корпорация Самсунг Си энд Ти - 75% минус одна акция.
Соглашение направлено на углубление взаимовыгодного сотрудничества в области электроэнергетики Республики Казахстан и Республики Корея, а также на привлечение новых технологий и предусматривает совместные обязательства сторон по созданию благоприятных условий для экономической эффективности проекта, что, как предполагается, позволит повысить энергонезависимость Казахстана, надежность энергоснабжения потребителей за счёт создания резервов электрической мощности в Южной зоне страны.
В денежном выражении казахстанская доля участия в капитале АО составляет 45,3 млрд. тенге, из которых уже выделено 16 млрд. из республиканского бюджета, и одобрено выделение 11 млрд. В период 2014-2016 годы необходимо выделить 18 млрд. тенге для дальнейшего формирования уставного капитала предприятия.
Особых сомнений о том, нужна ли в этом региона тепловая электрическая станция, у народных избранников не возникло. Их гораздо больше интересовал пакет предоставляемых компании налоговых преференций и стоимость производимой электроэнергии. По первому вопросу у министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева ответ был готов:
- Конечно, это проект очень крупный, общая стоимость инвестиций порядка 600 млрд. тенге, и в основном это обеспечивает 75% иностранный инвестор, поэтому конечно будут предоставлены преференции. Согласно контракту, предусмотрены следующие льготы: это освобождение традиционное от уплаты корпоративного налога сроком на 10 лет с момента введения в эксплуатацию данной станции. Освобождение от уплаты налога на имущество сроком на пять лет – с момента введения в эксплуатацию. И государственный натурный грант в виде земельных участков на праве временного безвозмездного землепользования. Мы считаем, что данные преференции являются адекватными для того, чтобы обеспечить баланс интересов государства и инвестора.
А вот вопрос о цене остался открытым. Министр заверил мажилисменов, что именно Балхашская ТЭС станет решением проблем энергообеспечения юга страны, позволит обеспечить устойчивость электроснабжения и избежать проблемы с энергодефицитом. Но о том, в какую сумму обойдется это решение энергопроблем потребителям, неизвестно даже ему.
- Что касается цены, будет создана межведомственная комиссия, которая очень внимательно посмотрит всю финансово-экономическую модель, и утвердит цену на покупку электроэнергии, - пояснил он. - Мы ожидаем, что по предварительным расчетам, это станция предварительно будет добавлять в каждый киловатт порядка 30-50 тиын, в зависимости от разных пиков нагрузки. То есть, она не окажет серьезного повышения на действующие тарифы.
Мажилисмены настаивали на конкретной цифре, но глава МИНТ оказался непреклонен: «Мы видим, что цена на самом деле будет приемлемая. Как минимум она будет не намного выше, чем по действующим инвестиционным тарифам».
Исекешев уверил, что и существенного вреда экологии Балхаша строительство ТЭС не нанесет, поскольку применяться будут современные технологии сжигания угля, которые практически не дают выбросов. Тем более что правительство уже после подписания соглашения выдвинуло дополнительные экологические требования к проекту и без их выполнения добро на строительство не будет дано.