Банки прокомментировали понижение агентством S&P прогноза по рейтингу Казахстана

Ирина Галат, Vласть

Непосредственные участники финансового рынка страны сошлись во мнении, что значительного влияния на банковскую деятельность государства понижение прогноза по суверенному рейтингу Казахстана международным агентством S&P ждать не стоит, однако к некоторым негативным последствиям само понижение рейтинга привести все-таки может.

Напомним, в конце прошлой недели международное рейтинговое агентство S&P заявило об изменении прогноза по суверенному рейтингу Казахстана со «стабильного» на «негативный». Вызвано это было «ухудшением экономического роста и падением эффективности монетарной политики». На данный момент суверенный кредитный рейтинг Казахстана по версии «Standard & Poor's» составляет ВВВ+.

Vласть обратилась в несколько казахстанских банков с предложением прокомментировать данное решение S&P и дать прогноз, как оно может отразиться на банковской деятельности страны.

По мнению председателя правления АО «Евразийский Банк» Майкла Эгглтона, от данного решения S&P не стоит ожидать значительного влияния на рынок, «ведь был понижен прогноз, но не сам рейтинг». Однако он отмечает, что «понижение прогноза по рейтингу до „негативного“ увеличивает вероятность снижения рейтинга в будущем».

«Если это все же произойдет, можно ожидать снижения динамики привлечения иностранных инвестиций, однако снижение самого рейтинга вряд ли окажет существенное влияние на бизнес-среду Казахстана», — полагает предправления Евразийского Банка.

Директор департамента финансового анализа и планирования АО «Bank RBK» Сергей Куряшкин считает, что на банковском секторе возможное снижение рейтинга в связи с негативным прогнозом, безусловно, отразится, хотя в текущей ситуации негативное влияние не будет значительным.

«Во-первых, необходимо помнить, что рейтинг страны — это, прежде всего, оценка экономической стабильности и, соответственно, показатель инвестиционной привлекательности для международных инвесторов. То есть рейтинг страны, в первую очередь, необходим мировому сообществу, для определения финансовой привлекательности Казахстана, — поясняет эксперт. — Если же посмотреть структуру внешних инвестиций, то мы увидим, что львиная доля уходит в нефтегазовый сектор и обслуживающие его смежные сектора. И здесь для иностранных компаний главное никак не рейтинг страны, а в первую очередь мировые цены на энергоносители. Поэтому влияния на банки через ресурсную базу добывающего сектора, вероятнее всего, не будет».

«Во-вторых, как известно, один из источников фондирования казахстанских банков — это заимствования на международных рынках капитала, к которому часто прибегали отечественные банки до 2007 года. В посткризисный период данный тип привлечения практически не использовался, однако не стоит забывать, что рано или поздно, мировая стагнация закончится и аппетит к риску международных инвесторов, вероятно, увеличится, то есть, проще говоря, появится готовность предоставлять деньги казахстанским банкам. Вот тут как раз таки рейтинг будет играть роль индикатора, который повлияет на цену и условия привлечения ресурсов», — подчеркивает Куряшкин.

В АО «АТФБанк» обращают внимание на то, что в первую очередь любое изменение национальной шкалы или его прогноза агентством S&P потенциально может отразиться только на тех структурах, которым агентство присваивает рейтинги.

«В настоящий момент произошло понижение агентством S&P прогноза по рейтингу Казахстана на „негативный“. Сам рейтинг пока не понижен. Ухудшение прогноза означает, что совокупность факторов, влияющих на суверенный рейтинг, говорит о возможности его снижения в будущем. Однако это еще не гарантированное снижение», — комментируют в АТФБанке.

В перспективе же, по мнению аналитиков банка, ситуация может развиваться по двум сценариям — суверенный рейтинг не будет понижен, что, логично не приведет к каким-либо изменениям, либо рейтинг все-таки понизится, что может спровоцировать понижение рейтингов ряда финансовых институтов.

«Уровни рейтингов большинства банков Казахстана заметно ниже суверенного рейтинга, поэтому если и будет снижение рейтингов БВУ по второму сценарию, то оно коснется, скорее всего, лишь отдельных банков из числа тех, которые рейтингуются у агентства S&P (официальным рейтингующим агентством АО „АТФБанк“ является Fitch)», — отмечают в АТФБанке.

При этом само понижение агентством S&P прогноза по рейтингу Казахстана на «негативный», по предположению экспертов банка, может привести к некоторому снижению спроса или повышению премии за риск по ценным бумагам казахстанских банков. Это, в свою очередь, приведет к снижению стоимости текущих еврооблигаций БВУ и повышению стоимости заимствований на внешних рынках в случае новых привлечений.

«Однако данные риски нивелируются тем, что БВУ на текущий момент не активны на рынке внешних заимствований, а более низкие рейтинги банков в сравнении с суверенным рейтингом Казахстана, говорят о том, что рынок уже заложил соответствующую премию за риск. Таким образом, мы не видим существенного негативного влияния понижения S&P прогноза по рейтингу Казахстана на банковский сектор Казахстана», — дают заключение аналитики АТФБанка.

Свежее из этой рубрики