Проект создания Единого процессингового центра (ЕПЦ) в Казахстане был заблокирован в правительстве, некоторые члены которого имеют «прямое отношение» к банковскому лобби, заявил бывший глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко, сообщает агентство "Новости-Казахстан".
Нацбанк, который в то время возглавлял Марченко, выступил с инициативой создания ЕПЦ, мотивируя это, в частности, необходимостью снижения тарифов на банковские услуги, связанные с платежными картами. Первоначально Нацбанк предлагал выкупить у банков банкоматы и POS-терминалы и отдать их в управление ЕПЦ, установив единый тариф на обслуживание объединенной сети вне зависимости от того, какой банк эмитировал карту. Позже сообщалось, что после критики этого проекта со стороны крупнейших банков Нацбанк отказался от идеи обязательного объединения банкоматной сети. В свою очередь банки выразили готовность отказаться от взимания комиссий за снятие наличных из банкоматов для получателей пенсий и пособий.
«Все предложения и аргументы по созданию ЕПЦ, так же как и все возражения, собранные банками, были представлены в правительство. И именно там предложение Национального банка было заблокировано, хотя правительство не имеет никакого отношения к функционированию платежных систем. Это исключительно прерогатива Национального банка», - заявил Марченко в интервью газете «Деловой Казахстан», опубликованном в пятницу.
Марченко пояснил, что единственной причиной, по которой Национальный банк должен был представить предложение в правительство, является отсутствие у Нацбанка права законодательной инициативы. Экс-глава Нацбанка убежден, что парламент в основном бы поддержал это предложение, «направленное на защиту интересов простых граждан и на урезание аппетита банков».
«Думаю, что в правительстве несколько министров имеют прямое отношение к банковскому лобби. Другого объяснения блокирования предложения Национального банка нет. Нельзя же считать доводом, что из-за ЕПЦ некоторые банки потеряют свои конкурентные преимущества. С одной стороны интересы абсолютного большинства населения, а тут конкурентные преимущества двух-трех банков. Несерьезно», - говорит Марченко.
По его информации, сейчас в стране насчитывается 12,8 миллиона держателей карточек, использующих в обращении 14,3 миллиона платежных карточек.
«Около 80% из них - дебетные, то есть преимущественно зарплатные, пенсионные, студенческие, расчетные. И это именно те карточки, которые касаются всех граждан нашей страны. Понятно, что операции по них абсолютно безопасны для банков, так как они подтверждены реальными деньгами на банковском счете», - отметил Марченко.
Он добавил, что при проведении операций некоторые банки зарабатывают на них по нескольку раз.
«Во-первых, при зачислении денег на счета своих клиентов - от 0,3 до 1,0%. Некоторые банки зарабатывают еще и при снятии гражданами денег через их собственные банкоматы. Т.е. второй раз - на тех же суммах денег. При использовании этих карточек для безналичной оплаты в сети POS-терминалов банки зарабатывают дополнительно от 1% до 1,6%. Плюс повышенный тариф при снятии наличных денег через банкоматы других банков (1%-1,5%)», - подчеркнул он.
Кроме того, продолжил экс-глава Нацбанка, среднедневные остатки на счетах, подтверждающих расчеты по платежным карточкам, превышают 300 миллиардов тенге. «Это реальные деньги, абсолютно бесплатно доставшиеся банкам, за обслуживание которых платят все граждане и организации нашей страны. А за что?», - заметил он.
«Дополнительно мы стали анализировать тарифы банков на переводы денег внутри страны. И выяснили, что тарифы банков превышают тарифы Национального банка от 14 до 96 раз! Посчитайте сами, сколько мы платим как потребители этих услуг, это будет интересная и занимательная арифметика, показывающая, почему Нацбанк вышел с предложениями преобразовать рынок платежных карточек», - рассказал банкир.
«То есть понятно, что 20 лет развития рынка платежных банковских карт не дали результатов, которыми можно было бы гордиться, за исключением доходов, которые банки получают по этим услугам. Если посчитать, во сколько обходится одна транзакция по карточке клиенту нашего банка, то мы получим сумму 178 тенге. По самым скромным подсчетам, банк зарабатывает около 100 тенге на каждой транзакции. Акционеры и менеджеры банка могут этим гордиться, а все остальные платить, - подчеркнул он.
Отвечая на вопрос, какие выгоды для клиентов банков сулил проект ЕПЦ, если бы он был реализован на практике, Марченко сказал, что это выразилось бы в экономии средств.
«(…) если на карту перечислили заработную плату, вам нужно снять определенную сумму наличных денег, то уже не нужно искать банкомат «своего банка». Можно снять наличные в первом же увиденном банкомате, комиссия при этом ноль! Если организация выплачивает заработную плату на карточку, то сейчас с нее берут плату за это. При ЕПЦ - не брали бы. При оплате карточкой в магазине, комиссия также составит ноль. Сейчас с предприятия, предлагающего товары и услуги, за оплату его клиентов карточкой берут 2,5% комиссии. А если бы был ЕПЦ, то брали бы 0,5% или фиксированную низкую плату, скажем 30 тенге? На выбор. Все это уже есть в мире, - рассказал Марченко.