Как заявил сегодня, выступая на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение и защита интересов отечественных производителей, а также их государственная поддержка в условиях евразийской интеграции и при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО)», член правления Национальной палаты предпринимателей Рахим Ошакбаев, хотя по вступлению республики в ВТО, "конечно, конкретных вопросов пока немного, но, как показала практика Таможенного союза, они появятся, как только Казахстан вступит в ВТО и предприниматели столкнуться с этим в своей деятельности.
"Поэтому важно постараться заранее увидеть потенциальные риски", - отметил он.
Бизнес-сообщество со своей стороны потенциальные риски уже обозначило. По словам Ошакбаева, о одному из ключевых ограничений – ограничений по тарифной защите внутреннего рынка, каких-то радикальных отличий от принятых на себя Россией обязательств казахстнский бизнес не ожидает, и особых опасений не высказывает - поскольку российские обязательства учтены в едином таможенном тарифе Таможенного союза.
Гораздо более серьезные опасения бизнеса вызывает вопрос государственной поддержки сельского хозяйства. По прогнозам Нацпалаты, вопрос отмены налоговых льгот после вступления в ВТО, будет подниматься более активно, особенно в связи с растущей поддержкой аграрного сектора, предусмотренной программой развития АПК до 2020 года.
В бизнес-сообществе не исключают, что с учетом ограничений ВТО в определенный момент может возникнуть потребность реструктуризировать эти субсидии таким образом, чтобы некоторые их них перевести в "зеленую корзину". То есть, задача – сделать так, чтобы крестьяне сохранили предусмотренные программой объемы поддержки, не нарушая правил ВТО и принятых Казахстаном обязательств.
Другое направление, также вызывающее опасения - нетарифные барьеры, то есть, требования к качеству продукции. С подобной проблемой бизнес столкнулся на практике в рамках технического регулирования ЕЭП. Поэтому сегодня бизнес-сообщество ставит вопрос о том, сможет ли Казахстан обеспечить необходимую инфраструктуру - материально-техническую, испытательную и лабораторную базу, а также организовать всю ту работу, которая необходима, чтобы защищать внутренний рынок от некачественной продукции.
Ошакбаев отметил, что в условиях жестких тарифных ограничений, нетарифные барьеры, а это техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные требования, играют огромную роль в защите отечественного производителя. При этом наращивание материально-технической базы занимает определенное время, в связи с чем к этому необходимо готовиться заранее.
Не менее важный вопрос - это институциональная организация защиты интересов отечественных производителей. В ВТО предусмотрено несколько инструментов, которыми и предпринимательскому сектору, и государству в лице Правительства необходимо будет научиться пользоваться. Это такие инструменты, как разрешение споров и специальные защитные и компенсационные мерах. При этом, напомнил Ошакбаев, инициаторами введения специальных мер или рассмотрения споров в ВТО фактически является предпринимательство.
Например, Россия, за год своего членства уже приняла участие в 10 спорах, в 2 из которых – в качестве ответчика. В рамках ЕЭП процесс взаимодействия по этим вопросам проработан, и у предпринимателей есть возможность через участие в консультативных комитетах и рабочих группах взаимодействовать как напрямую с ЕЭК, так и через Правительство.
Для инициации защитных мер существует отдельная процедура, предусматривающая подачу заявки непосредственно предпринимателями в соответствующий департамент ЕЭК. Однако что касается ВТО, здесь пока не ясно, как это взаимодействие будет построено, каковы будут процедуры и механизмы.