Цены на нефть: медленное, но верное падение

Дмитрий Мазоренко, Vласть

На протяжении долгого времени зарубежные аналитики спорят о возможном снижении цен на нефть. По их словам, причина этого - замедление роста мировой экономики. Vласть опросила экспертов, чтобы выяснить, возможен ли в перспективе спад цены и чем это может обернуться для экономики Казахстана.

30 января 2014 года Всемирный банк представил доклад с прогнозом средних цен на нефть в этом году. По их оценке, цена за баррель нефти марки Brent составит 103,5 USD, снизившись со 104,1 USD в прошлом году. В докладе говорится, что цена не сильно отклонится от показателя прошлого года и будет вполне стабильной.

Впрочем, аналитики, опрошенные агентством Reuters в конце января, приводят другие прогнозы и данные. Они утверждают, что средняя цена за баррель нефти марки Brent снизится до 104 USD с показателя в 108,70 USD в прошлом году.

Цены могут снизиться из-за медленного роста мировой экономики, стремительного роста добычи сланцевой нефти в США, освоения нефтеносных песков в Канаде, и повышения добычи в России, Бразилии и Ираке. Кроме этого, аналитики отметили, что есть возможность роста добычи в Ливии и Иране.

Тем не менее, все аналитики ожидают значительного снижения цен на нефть в долгосрочной перспективе - до 99,8-101,80 USD за баррель Brent в 2015 году и 98,6 USD в 2016 году.

Цены могут снизиться в связи с увеличением объема поставок нетрадиционной нефти, повышением энергоэффективности, и общего снижения потребления нефти. Как ожидают эксперты Всемирного банка, мировой спрос на нефть будет расти менее чем на 1,5% в год до 2025 года.

Все осложняет ещё и то, что марка Brent может перестать быть эталоном, определяющим цену нефти. Глава нефтяного трейдера «Vitol» Иэн Тейлор недавно заявил, что лучшие времена этой марки миновали. Это связано с тем, что производство Brent занимает слишком малую долю рынка и в целом не отличается надежностью и угрожает внезапными колебаниями цен.

Vласть опросила экспертов, чтобы понять, как в ближайшее время будут обстоять дела с ценами и со спросом на нефть, и как снижение может отразиться на казахстанской экономике, темпы развития которой сильно зависят от цен на нефть.

Цена и спрос

Как рассказала Vласти Мариям Жумадил, начальник управления долевых инструментов Halyk Finance, значительного снижения цен на нефть в этом году ждать не стоит:

«Возможно, будет небольшая коррекция в пределах 2-4% от текущей цены под давлением замедления роста экономики Китая и по мере роста обеспокоенности рынков из-за снижения спроса в развивающихся странах. Также наблюдается снижение премии в цене нефти за геополитические риски после заключения временного соглашения между Ираном и странами ‘5+1’ в ноябре прошлого года. По истечении данного соглашения, сроком на шесть месяцев, стороны попытаются достичь постоянного соглашения».

Впрочем, по словам Жумадил, дальнейшие сроки восстановления добычи в Иране будут зависеть от состояния скважин и финансовых ресурсов добывающих компаний: «Но даже при успешном восстановлении утраченного объема добычи, сценарий значительного падения цены нефти на мировых биржах маловероятен. Страны ОПЕК, как и в прошлом году, предпочтут сократить добычу, чтобы избежать снижения цен на мировых рынках».

Согласно прогнозу Жумадил, в 2014 году среднегодовая цена на нефть будет держаться на уровне 108,5 USD за баррель, но подразумеваемая волатильность цены составляет 14,3%.

«При такой волатильности, 90% коридор значений составляет 77 – 204 USD/баррель. Нужно быть готовым к любому развитию событий. Таким образом, прогнозируемый объем экспорта составляет 103,5 млрд USD с возможными колебаниями от 74 млрд USD до 190 млрд USD в зависимости от цены на нефть», - сообщила она.

Доминик Льюинс, директор нефтегазового сектора департамента аналитических исследований Visor capital, считает, что в долгосрочном плане тенденция цены на нефть будет направлена вниз, так как предложение нефти по всему миру должно увеличиваться: «Но никаких неожиданных потрясений для экономики Казахстана не ожидается. Данный процесс будет проходить медленно с четко выраженным трендом».

Кроме того, Льюинс отметил, что на случай шоков связанных с ценами на нефть, у Казахстана есть нефтяной фонд, который обладает достаточными средствами для стимулирования экономики в кризисные периоды.

Экспорт нефти, по предположениям Льюинса, упадет в этом году по 2 причинам:

1) Из-за сделки с Россией по поставке 7 млн. тонн нефти в год Китаю. Это почти -10% от экспорта нефти.

2) Домашнее потребление нефти растет гораздо быстрее, чем её производство. Государство ставит приоритетом именно удовлетворение домашнего спроса, все больше нефти будет оставаться внутри страны и продаваться по более низким ценам.

Помощь

Ранее Vласть уже писала, что аналитики Halyk Finance ожидают снижения роста промышленности в 2014 году из-за снижения темпов добычи нефти. Во многом снижение темпов связано со слабым внешним спросом и снижением объемов добычи нефти на Кашагане из-за технических проблем. Кроме того, они сомневаются в ускорении развития несырьевого сектора из-за слабого инвестирования.

Впрочем, Мариям Жумадил отметила, что 1% рост среднегодовой цены на нефть увеличивает объем экспорта товаров на 1,3%, текущего счета на 0,5%, доходов бюджета на 1,2% и доходов Национального Фонда – на 2,1%. Иными словами, в случае повышения цен на нефть стоит ждать и роста экономики.

Жумадил отметила, что при подтверждении их прогноза, поддержку экономике Казахстана окажет девальвация обменного курса и быстрое фискальное приспособление к новому уровню цен (гарантированный объем трансфертов из Нацфонда законодательно установлен в долларах США, и девальвация курса автоматически увеличивает фискальный стимул без иных изъятий из фонда).

Впрочем, как утверждает Жумадил, даже снижение и стагнация экспортных цен благоприятно повлияет на экономику страну: «Это произойдет за счет ускорения процесса консолидации фискальной и денежно-кредитной политики и ускорения институционального развития и ослабления голландской болезни (голландская болезнь - негативный эффект для экономики, от стремительного развития определенного сектора - V)».

В общем и целом негативный эффект может быть смягчен с помощью приспособления фискальной и денежно-кредитной политики, а улучшение эффективности экономики даст устойчивый рост в более долгосрочной перспективе.

В свою очередь Доминик Льюинс считает, чтобы помочь экономике нужно снизить нагрузку на нефтяной сектор: «Это можно сделать двумя способами: Дерегулировать сектор в плане налогообложения и общих процессов и индустриализировать экономику, понизив важность нефтегазового сектора».

Свежее из этой рубрики