Одной из главных тем обсуждения третьего дня XII Евразийском Медиа-Форуместала сессия: «Евразийская интеграция: грядет ли экономическая «революция»? Эксперты из разных стран разошлись во мнениях — одни считают, что политическая кооперация при экономическом союзе — неизбежна, а это не лучший выход в существующих геополитических реалиях. Другие — настаивали на необходимости продолжать работу, третьи вовсе — оперировали результатами социологических опросов, которые отражали настроение населения представленных ими стран.
Вопрос о едином экономическом пространстве обсуждается уже давно, но четко определенной идеологии и тактики привлечения новых стран в этот союз нет. По словам генерального директора института ЕврАзЭС Владимира Лепехина, сегодня в кулуарах активно идет обсуждения вопроса о создании евразийского парламента. И по мнению эксперта, он должен быть расположен именно в Астане.
«Если проводить параллели между Европарламентом который находится в двух городах в двух странах, то вырисовывается такая логистическая цепочка как Астана — Омск, между которыми может быть реализован большой проект скоростных авто и железнодорожные магистралей, — сказал он. — Тем самым депутаты могли бы работать в двух столицах одновременно».
С ним не согласилась директор школы журналистских расследований (Великобритания) Шахида Туляганова. Ей самой нравятся идеи европейской и евразийской интеграции. Но только в теории. На практике все сложнее:
«Ни в одной из этих стран при всем моем большом уважении не сформировались достаточно сильные институты», — говорит она.
Второй фактор — это то, что по ее мнению, экономический союз не может исключить политической интеграции.
«Все страны-участницы интеграции — на разных уровнях развития. И в этом отношении ускорять процессы интеграции как экономической, так и политической — нецелесообразно», — уверена она.
А вот для Азербайджана процессы евразийской интеграции не важны, хотя и являются велением времени. По мнению политолога, главного редактора The New Baku post Тофик Аббасов «формировать этот процесс или же навязывать его субъектам отдельных регионов, это немножко неразумно и нерационально».
В то же время, Азербайджан не торопится ни в один из ныне существующих интеграционных проектов, заверяет спикер:
«Потому что мы пока не видим надобности в этом форсированном варианте присоединения. Там много подводных течений, очень много непонятных моментов, которые еще надо разграничить или кристаллизовать, чтобы там было ясно, понятно и внятно».
С ним согласился и представитель Армении политолог Сергей Шакарянц. По его словам, среди рядовых граждан Армении проводили социологический опрос, и они не видят ни плюсов ни минусов ни в Евросоюзе, ни в любом другом союзе вообще.
«В прошлом году рядовым гражданам задавали вопрос с кем бы они хотели интегрироваться, и в качестве возможных ответов предлагались некоторые варианты. Около 82% сказали четко — с Российской Федерацией. Они не писали Таможенный Союз и так далее. Они написали Российская Федерация. Все, на этом точка. Вот вам плюсы и минусы. Их не интересует Таможенный Союз, их еще менее интересует ЕС», — подчеркнул он.
Завершил же обсуждение директор института мировой экономики и политики при Фонде первого Президента РК Султан Акимбеков, который подчеркнул, что интеграция хоть и имеет большой потенциал, но к большему сожалению, «потенциал сегодняшнего дня так и остался потенциалом». И это не только с политической, но и с экономической точки зрения.
«Потому что мы не видим положительных результатов», — отметил он.
Акимбеков предложил разделить идеологию интеграции, которая сама по себе «выглядит прекрасно» и организационные вопросы. «Вот когда мы переходим на практические оргвопросы, тогда начинаются большие проблемы», — подчеркнул он.
Три года работы Таможенного Союза, по его словам, можно охарактеризовать как «дорогу с односторонним движением».
«На сегодняшний день импорт из России в Казахстан превысил экспорт в три раза: 17 млрд долларов против 6 млрд. Импорт из Белоруссии — вообще в 10 раз (превышает экспорт из Казахстана — V)», — привел он цифры.
«У нас достаточно большие проблемы с доступом на российский рынок по всем показателям. Это тарифные и не тарифные барьеры И еще сказывается то, что экономическая ситуация в Казахстане более либеральна, чем в России. И чтобы сегодня что-то продать России из Казахстана, надо приложить неимоверные усилия и вряд ли, что это получится», — констатировал эксперт.