Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития сегодня у многих вызывает неоднозначную реакцию. На фоне снижения прогнозов правительства по темпам роста экономики критика программы только усилилась. Своей оценкой программы с Vластью в кулуарах международной научно-практической конференции, посвященной промышленной политике Казахстана, поделился управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов.
Александр Борисович, сегодня правительство Казахстана, как и в других государствах, пересмотрело свои прогнозы по темпам развития экономики. На следующий год прогнозы скорректированы со значительным снижением. И сегодня нередко звучат упреки в недальновидности казахстанского кабмина, - мол, думать раньше надо было, с реализацией ФИИР обещали значительный рост. Это снижение - объективное, или есть действительно просчеты правительства?
Конечно, объективное. Цены падают на нефть, на основной источник дохода в стране. Промышленность производит продукцию, которую покупают. Чтобы покупали продукцию, у ключевых потребителей должны быть деньги. Сегодня деньги у ключевых потребителей сократились, в том числе и в России. У вас ведь значительная часть экспорта в Россию идет. Денег больше нет. На других рынках то же самое - замедление в Китае, замедление в Европе. На всех рынках в мире сегодня идет замедление. Цены на металлы будут снижаться, поэтому и снижение темпов абсолютно объективно. Цены и будут снижаться. И будет замедляться экономика, и будут снижаться прогнозы промышленности.
Тем не менее, уже на 2019 год в Казахстане прогнозируется рост промпроизводства на 5,5%. Это реально? За счет чего?
Безусловно, за счет диверсификации. Нужно искать новые сегменты, расширять спектр тех продуктов, которые Казахстан экспортирует. Это реально абсолютно.
Пока результаты диверсификации не особо заметны.
Почему? Диверсификация дала очень большие результаты по сравнению с другими странами. Ни в одной стране мира не были достигнуты за столь короткий срок такие результаты. Вчера представитель Сингапура сказал: они построили первую зону и ждали более пяти лет, когда первый инвестор туда придет. А у вас - прошло четыре года, и сегодня более ста тысяч рабочих мест создано в промышленности.
Но ведь дело не только в рабочих местах...
Только в рабочих местах! Рабочие места создают экономику. Экономика создается за счет рабочих мест. Размер экономики, производительность труда и количество рабочих мест.
Создание рабочих мест - более важная задача, без этого вообще нет экономики. Программа ФИИР позволяет качественные рабочие места создавать.
В индикаторах первой пятилетки ФИИР заложена и задача снизить долю сырьевого экспорта и увеличить несырьевую составляющую.
Конечно. Это происходит. Наверное, у вас не заметили, что за это время цена на нефть выросла в два раза.
Заметили. И рост экспорта сырья заметили.
Замечательно. Он должен расти. Почему он должен снижаться? У вас рост произошел. Это удивительно, не должно быть роста такого. У вас доля несырьевого экспорта превысила долю сырьевого. Хотя вообще-то это индикатор неправильный, потому что у Казахстана сырьевая экономика, она не может останавливаться. Но у вас произошло превышение несырьевого экспорта над сырьевым. Его рост превысил сырьевой экспорт, потому что цена на нефть выросла в два раза. У вас за это время всего миллион тонн дополнительно произведен. Просто нужно считать в фиксированных ценах, в денежном выражении несырьевого экспорта и сырьевого. Только в деньгах можно определить это. Если цену зафиксировать и не учитывать рост цены нефти и газа, то у вас произошел существенный сдвиг экономики страны.
Вы считаете, что результаты в рамках первой пятилетки достигнуты?
Результаты - одни из лучших в мире. Такого почти нигде не было. У вас ноль при падении экономики, у вас в самый кризис началась программа ФИИР, и у вас полностью компенсирована потеря рабочих мест.
Вчера у президента собирались международные профессионалы - эксперты, и они назвали программу Казахстана одной из самых лучших в мире. Это хорошая, правильная, качественная оценка, потому что эти люди знают о чем говорят.
В Казахстане есть другая проблема - то, что сжимается бюджет, то, что все планы могут быть не выполнены, потому что нет поддержки максимальной. Вы же должны построить инфраструктуру, понятно, могут быть проблемы, ограничения есть бюджетные. Здесь все зависит от того, как будет поддержана эта программа.
А то, что есть и провальные проекты?
Это нормально. У вас 2% всего провальных предприятий, обычно в мире это 10%.
То есть, с вашей точки зрения, новые предприятия действительно экспортоориентированные и их ждет большое будущее?
Когда определяются приоритетные отрасли, они определяются на основе критериев, это технический счет. Определяются те секторы, где может быть создана дополнительная добавленная стоимость. Это значит, что существуют рынки сбыта, и там Казахстан имеет свои предпосылки для реализации успешных проектов.
На эти рынки нужно еще и выйти, а у Казахстана доступ к ним ограничен, в том числе и из-за отсутствия выхода к морю.
Зачем Казахстану в море выходить? У Казахстана рядом находятся крупнейшие два рынка, зачем море? Вокруг Казахстана - море. Рядом Китай, рядом Россия. Это самые емкие рынки мира, самые перспективные рынки. И это одно из самых лучших преимуществ - географическое положение Казахстана. Зачем море? В Чили везти продукцию?
Проблему с транспортной инфраструктурой у вас решают. Много проектов транспортных, сделали развязки большие, сделали несколько портов, со стороны Китая - Хоргос и прочие. Как раз задача и стоит - Казахстан большая дистанционно неудобно расположенная страна с точки зрения регионов, большие дистанции, и транспортная инфраструктура абсолютно критична. У вас десятки транспортных проектов реализованы в последнее время, туда огромные деньги направляются, не только внутренних, но и международных ресурсов, инвестиций.
Казахстан вышел в лидеры стран СНГ по привлечению иностранных инвестиций. Действительно инвестиций требуется много. И у вас каждый день инвесторы. У вас есть все преимущества, в том числе и Таможенный союз. Если есть условия - приходят и инвесторы. Здесь условия есть, и инвесторы идут.